Фомино воскресенье

Фомино воскресенье празднуют в первое воскресенье после Пасхи, последний день Пасхальной недели. В православной традиции этот день посвящен воспоминанию о явлении Христа на восьмой день после воскресения апостолу Фоме, которого не было накануне со всеми апостолами, видевшими воскресшего Иисуса, и потому не поверившего в истинность случившегося. Только после прикосновения к ранам явившегося Христа Фома уверовал в Воскресение и признал Учителя.

В народной среде Фомино воскресенье, а иногда и вся неделя после него назывались Красной Горкой и были более связаны с языческой традицией празднования начала весны. Фомино воскресенье, завершавшее пасхальные празднества, в народном быту отмечалось очень широко и радостно. Это был праздник молодежи. С восхода до заката солнца в окрестностях деревень проходили гулянья, сопровождавшиеся хороводами, песнями, качаниями на качелях. При этом участие в празднике всех парней и девушек брачного возраста считалось обязательным. Тех, кто отказывался от веселья, награждали обидными прозвищами, высмеивали, называли «не путешными». Отказ от участия в общем гулянье рассматривался как дурная примета.   По народным представлениям, участие в гулянье в Фомино воскресенье утверждало юношей и девушек в статусе потенциальных женихов и невест: этот день был своего рода испытанием для молодежи.

В Древней Руси в этот день на возвышенностях зажигали костры, совершали здесь мольбища и жертвоприношения. В ряде мест на Красную горку устраивали свадьбы, так как этот день считался счастливым для вступающих в брак молодых людей. В XIX веке к Красной Горке приурочивались встречи весны, начало девичьих хороводов на улице, а также ритуалы окликания-чествования молодоженов, носившие название «вьюшник».
За Фоминым воскресеньем следовала Фомина неделя, во второй день которой поминают обычно усопших родителей.

далее Все православные праздники ...