Молитвы святых угодников

Главная --> Церковные Православные праздники --> Воздвижение Креста Господня

Воздвижение Креста Господня.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня.

Воздвижение Креста Господня – великий двунадесятый праздник, отмечается 14/27 сентября.

После того как свершились величайшие события в истории человечества – Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. Точная дата обретения св. Креста неизвестна.

Сохранились 3 различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и др. и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), св. Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились 3 креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский еп. Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и св. Крест был поднят еп. Макарием для всеобщего обозрения.
Другая. версия предания об обретении св. Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V века, относит это событие не к IV, а к III веку и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269–270).
3-я версия, также, видимо, возникшая в V веке в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в IV веке.
Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Установление праздника Воздвижения связано с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII века, священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей.
Уже в кон. IV века праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из 3 главных праздников, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы в конце IV века Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение 8 дней; каждый день совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей.
В V веке, по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения».
Первоначально Воздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления – аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня. Начиная с VI века Воздвижение постепенно становилось более значительным праздником, чем праздник Обновления. Александр Монах писал, что 14 сентября – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора.
К VII веку тесная связь праздников Обновления и Воздвижения перестала ощущаться. Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.
В Иерусалимском уставе, получившем повсеместное распространение в греческих Православных Церквах в XII–XIII вв., у южных славян – с кон. XIII–XIV в., в Руссской Церкви с кон. XIV–XV в., в Грузинской Церкви – в XIII–XV вв., начиная с его наиболее ранних сохранившихся редакций и вплоть до Типикона, используемого ныне в Русской Церкви, устав праздника Воздвижения и окружающих его дней в целом один и тот же.
Праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и 7 дней попразднства, включая отдание 21 сентября. В память крестных страданий Иисуса Христа в день праздника установлен строгий пост.

Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, Капустки /Капустницы/) - народное название этого праздника. В народных представлениях Воздвижение связано с созвучным ему словом "движение", с помощью которого многие крестьяне и объясняли значение праздника. На этом основаны приметы и поговорки, приуроченные к этому дню. Говорили об окончании уборки урожая: "На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится"; "Вздвиженье - хлеб с поля двинулся".
К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени: "Вздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит" (смоленск.). Отмечалось приближение зимы: "Воздвиженье осень зиме навстречу двигает"; "На Воздвиженье зазимки - мужику не беда"; "На Воздвиженье зима с бела - гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу". К наступлению зимних холодов готовились заранее, поэтому говорили: "Воздвиженье кафтан с плес сдвинет, тулуп надвинет"; "Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу".
С давних пор на Воздвиженье совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: "С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий крест и со смертного ложа подымет". Принято было поднимать кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.
К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли. Начинали рубить капусту и заготавливать ее на зиму, поэтому Воздвижение называли капустным праздником: "На Воздвиженье - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!"; "На Воздвиженье первая барыня - капуста"; "Смекай, баба, про капусту: Воздвиженье пришло!". Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. "У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой"; "На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца", «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой» - говорит русская пословица.
В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

« назад :: далее »

Сегодня православный церковный праздник:
Священномученика Иерофея, епископа Афинского. Священномученика Петра Капетолийского. Святителей Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского...
Завтра праздник:
Мученицы Харитины. Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Преподобных Дамиана пресвитера, Целебника, Иеремии и Матфея прозорливых, в Ближних пещерах почивающих...
Ожидаются праздники:
19.10.2017 - Апостола Фомы...
20.10.2017 - Мучеников Сергия и Вакха. Преподобного Сергия Обнорского, Нуромского, Вологодского. Преподобного Мартиниана Белоезерского...
21.10.2017 - Преподобной Пелагии Антиохийской. Преподобного Трифона, архимандрита Вятского...
22.10.2017 - Апостола Иакова Алфеева. Преподобного Андроника и супруги его Афанасии...
23.10.2017 - Мучеников Евлампия и Евлампии. Святителя Василия, чудотворца. Преподобного Амвросия Оптинского...

Православные праздники:
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь

Другие популярные православные праздники:

Православные праздники Апреля...
Православные праздники Июля...
Православные праздники Октября...
Вознесение Господне. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. История праздника...
Рождество Христово. Праздник Рождества Христова...
21 сентября праздник: Рождество Пресвятой Богородицы и Девы Марии...
Рождество Пресвятой Богородицы...
Воздвижение Креста Господня...
7 июля праздник: Рождество святого пророка Предтечи и Крестителя Иоанна...
Усекновение главы Иоанна Предтечи...
Покров Пресвятой Богородицы...
9 июля праздник: Тихвинской иконы Божией Матери. Преподобного Давида Солунского...
5 августа праздник: Почаевской иконы Божией Матери. Мучеников Трофима, Феофила и с ними 13-ти мучеников...
26 сентября праздник: Память освящения храма Воскресения Христова во Иерусалиме. Предпразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Священномученика Корнилия сотника...
4 ноября праздник: Празднование Казанской иконе Божией Матери. Равноапостольного Аверкия Иерапольского. Семи отроков Ефеских...


... Добавить в "Закладки" ... Ctrl+D


Для пожертвований:

Пожертвование.

Да хранит Вас Господь!

Православные информеры для сайтов и блогов


Молитвы к Пресвятой Богородице и святым.