Молитвы святых угодников

Главная --> Церковные Православные праздники --> Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресенье. История праздника.

Празднование Вербного воскресенья совершается за неделю до Праздника Светлого Христова Воскресения — Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста.
Праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) — один из 12-ти главных праздников Православной церкви. Праздник еще называется праздником "Вайи" (ветви финиковой пальмы, которыми приветствовали Иисуса встречавшие Его жители Иерусалима), неделей "Цветоносия", "Цветною".
В России праздник называется "Вербным воскресеньем", по традиции, в этот день в храмах совершается обряд освящения вербы, поскольку на севере первое растение, которое оживает после долгой зимы - это верба, и за всенощной службой (или за утреней) молящимся раздаются освященные ветви вербы.

Вход Господень в Иерусалим — одно из главных событий последних дней земной жизни Иисуса Христа, которое описывают все четыре евангелиста и который считается символом будущего воцарения Бога. Согласно Евангелию, Иисус Христос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу он увидел привязанного к дереву молодого осла и попросил учеников привести его к нему. Ученики постелили на спину осла свои одежды, на которые сел Христос. Когда он въезжал в город, народ, узнавший о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовал Спасителя пальмовыми ветвями (называемыми "ваии" и хвалебной песней: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне!". На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды.
В память об этом событии во всех христианских храмах принято в этот день освящать украшенные ветви деревьев ("ваия", "пальмы"). Поэтому церковное название шестой седмицы Великого Поста - "седмица ваий", а воскресенья - "цветоносное". У русских место пальмовой ветви заняла верба, которая дала название празднику и неделе перед ним: "Вербное воскресенье", "Вербная (или Пестрая) неделя", "Вербница", "Вербич".

Суббота, предшествующая Вербному воскресенью, также считается праздничной, она называется Лазаревой, так как, по церковному преданию, в этот день Христос воскресил Лазаря, на нее приходятся основные приготовления к празднованию Вербного воскресенья.

Вербное воскресенье, в отличие от других двунадесятых праздников, не имеет предпразднства и попразднства. То есть отличается от других, подобных по величию праздников, тем, что ограничивается только одним днем: праздник окружен днями строгого поста. С одной стороны - это дни святой Четыредесятницы, с другой - Страстной седмицы. Лазарева суббота и Вербное Воскресенье служит переходом от периода подготовки к самой Страстной Седмице.

В народе верба, освященная в этот праздник, считалась священной и наделялась магическими свойствами. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем и половой энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.
На Руси было принято хранить освященную вербу дома, в переднем углу, за иконами весь год. Ее веточки прикрепляли также в сараях, хлевах. Перед первым выгоном скота в поле эти веточки скармливали животным.
Верде приписывалась также сила охранять дома от пожара, нивы от града, останавливать бурю, распознавать колдунов и ведьм, обнаруживать клады. Во время грозы освященную вербу ставили на подоконник - верили, что это спасет дом от попадания молнии.
Она будто бы предохраняет людей от козней злых духов, охраняет скот и посевы от всяческих бедствий и т. п. Если погода не благоприятствовала цветению вербы, то ее ветки предварительно ставили в воду, чтобы к Вербному воскресенью они могли распуститься.

Общераспространенным был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели своих любимцев легкими ударами вербы, приговаривая: "Верба хлест, бей до слез. Не я бью, верба бьет. Будь здоров, как верба".
Этот обычай в какой-то степени сохранился и до сих пор. Ударив легонько вербой, можно сказать и такие слова:
"Верба хлёст Бьет до слез; Верба синя Бьет несильно; Верба красна Бьет напрасно; Верба бела Бьет за дело; Верба хлест Бьет до слез!".
Освещенной вербой еще постегивали и новобрачных или молодых девушек, для того, чтобы у них родилось немало здоровых детей.
В Вербное воскресенье был еще обычай стегать вербными ветками скотину, приговаривая: «Как вербочка растет, так и ты расти». Верили, что это добавит скоту здоровья и обережет от нечистой силы. Вербу давали съесть скоту перед первым выгоном на поле и веточки освещенной вербы клали в сараи и хлева.

Вербе и ее сережкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных сережек, считая это лекарством от лихорадки. А также как лечебное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали сережки вербы в хлеб, а в костромских селениях пекли печенье в форме вербных почек.
Многие верили, что освященная верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя — помочь при пожаре.
Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освященной вербы — средство это если и не превратит труса в героя, то, во всяком случае, должно прогнать природную робость.
А вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: "Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит". (Т.е. умрет, когда из вербы можно будет вытесать лопату).
Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, т.к. на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. В пучку привязывали украшение — бумажного ангелочка. Он так и назывался "вербный херувим".

Много еще поговорок, примет и поверий связано с вербой. На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил. Лазарь, приди нашего киселя поесть, — говорили в Лазарево воскресение. Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья. Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут. На вербной мороз — яровые хлеба хороши будут, — верили на Новгородчине. Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.
А были и такие: "Не верба бьет, старый грех", "Он сказывает на вербу грушу (т.е. врет)", "Немец — что верба: куда ни ткни, тут и принялся!".

В этот день верующим, соблюдавшим 40-дневный пост, разрешается есть рыбу и пить вино.
За Вербным воскресеньем начинается Страстная неделя, или Великая седмица, последняя неделя Великого поста, предшествующая Пасхе. В воскресенье вечером во время богослужения вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

« назад :: далее »

Сегодня православный церковный праздник:
Мученицы Гликерии девы и с нею Лаодикия, стража темничного. Перенесение мощей преподобномученика Макария, архимандрита Каневского, игумена Пинского, Переяславского чудотворца...
Завтра праздник:
Мученика Исидора Хиосского. Преподобного Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского. Блаженного Исидора Твердислова, Христа ради юродивого, Ростовского чудотворца...
Ожидаются праздники:
28.05.2017 - Преподобного Пахомия Великого. Святителя Исаии, епископа Ростовского, чудотворца. Преподобного Пахомия Нерехтского. Преподобных Евфросина и ученика его Серапиона, Псковских. Благоверного царевича князя Димитрия Угличского, Московского и всея России чудотворца...
29.05.2017 - Преподобного Феодора Освященного, ученика святого Пахомия. Преподобного Ефрема Перекомского, Новгородского чудотворца...
30.05.2017 - Апостола от 70-ти Андроника и святой Иунии. Преподобной Евфросинии, в миру Евдокии, великой княгини Московской. Мученика Николая Болгарского...
31.05.2017 - Память св. отцов семи Вселенских соборов. Мучеников Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины Лампсакийских, Ираклия, Павлина и Венедима Афинских. Мучеников Феодота Анкирского и семи дев: Александры, Текусы, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии...
01.06.2017 - Священномученика Патрикия, епископа Прусского, и с ним трех пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена. Мучеников братьев Парфения и Калогерия. Благоверного великого князя Димитрия Донского. Преподобного Корнилия, игумена Палеостровского, Олонецкого. Благоверного князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия, Вологодского. Преподобного Корнилия, чудотворца Комельского...

Православные праздники:
Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | Июнь | Июль | Август | Сентябрь | Октябрь | Ноябрь | Декабрь


Другие православные праздники:

Праздник святых апостолов Петра и Павла
О посте. Пост православного человека...
16 января праздник: Пророка Малахии. Мученика Гордия Каппадокийского...
4 февраля праздник: апостола Тимофея. Преподобномученика Анастасия Персянина...
20 февраля праздник: Преподобного Парфения. Преподобного Луки Елладского...
31 марта праздник: Святителя Кирилла, архиепископа Иерусалимского...
19 апреля праздник: Равноапостольного Мефодия, учителя Словянского. Святителя Евтихия...
28 мая праздник: Святителя Исаии Ростовского. Димитрия Угличского. Пахомия Великого...
10 июля праздник: Преподобного Амвросия Оптинского. Сампсона Странноприимца. Праведной Иоанны мироносицы...
7 августа праздник: Успение праведной Анны. Преподобного Макария Желтоводского, Унженского. Святых жен Олимпиады диакониссы и Евпраксии Тавеннской...
25 августа праздник: Мучеников Фотия и Аникиты и многих с ними...
14 сентября праздник: Начало индикта церковное новолетие. Преподобного Симеона Столпника и матери его Марфы...
28 сентября праздник: Великомученика Никиты. Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня...
3 октября праздник: Мучеников и исповедников Михаила, князя Черниговского, и болярина его Феодора. Великомученика Евстафия Плакиды...
23 ноября праздник: Апостолов от 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия...


... Добавить в "Закладки" ... Ctrl+D


Для пожертвований:

Да хранит Вас Господь!

Православные информеры для сайтов и блогов