Главная --> Праздники русского народа --> Иван Купала

Иван Купала, Иванов день, Иван травник.

Иван Купала, Иванов день, Иван травник - Народное название праздника в память о Рождестве св. Иоанна Предтечи, Крестителя Господня и праздник летнего солнцестояния. Отмечается церковью 24 июня/7 июля. В крестьянском календаре эта дата значима как день летнего солнцестояния. В русской традиции праздник в честь Рождества св. Иоанна Крестителя был приурочен к языческому празднику Купалы. В рамках народного календаря день Ивана Купалы входил в единый цикл с праздниками Аграфены Купальницы и Петрова дня – дня памяти свв. Петра и Павла. День Ивана Купалы считался самым длинным в году. Рождество Христа - зимний  солнцеворот, а рождество Иоанна Крестителя - летний солнцеворот. Под знаком  Иисуса Христа солнце начинает "возрастать" , а под знаком  Иоанна Крестителя - "умаляться". В день Ивана Купалы солнце излучает особую живительную силу.

В народном сознании в этот день особая сила приписывалась всем природным стихиям – огню, воде, земле, а также растительности. Крестьяне совершали многочисленные обряды с использованием охранительных, очистительных и продуцирующих свойств растений и природных стихий: возжигали купальские огни, купались в водоемах, обливали всех встречных водой, катались по росе и земле, собирали целебные травы и проч. Характерным развлечением Ивановой ночи  в некоторых губерниях было разжигание костров. Костры имели значение избавительного, очистительного, обережного и продуцирующего действия. В них бросали старые ненужные вещи, одежду больных людей, что символизировало обновление жизни. С Ивана Купалы начинали заготавливать банные веники на весь год. В то же время ночь накануне Ивана Купалы считалась опасной, так как особую силу приобретала и нечистая сила. В этой связи для праздника были характерны так называемые ритуальные бесчинства, устраиваемые ночью молодежью: шум, драки, закладывание печных труб, заваливание ворот и прочее.
Кто не слышал о самом веселом и разгульном старинном празднике «ночь на Ивана Купалу»? Костры, песни, купания, сбор волшебных трав – было где душе разгуляться в этот праздник. Этот день – день свадьбы языческого бога Ярилы с богиней плодородия Макошью, день летнего солнцеворота, день разгула нечистой силы. Крестьяне верили, что в ночь на Купалу деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопились их собрать. С Иванова дня в растущей зелени уже нет злых духов, и ее можно заготавливать.

Еще этот праздник называли днем Ивана Травника. Ведь лечебные травы, собранные в этот период, чудодейственны. В древнерусских книгах-травниках описаны цветы, плоды, коренья, травы, которые надо собирать именно в ночь на Ивана Купалу.
Накануне этого праздника с солнечным восходом по домам суета поднималась. Запасливые хозяйки, старые и молодые, советовались, в каком месте какие целебные травы в купальскую ночь собирать. Где сорвать череду от золотухи, где шалфей от горловой скорби, где мать-мачеху, где зверобой, ромашку, девясил.
А ведуны и знахари и о других травах думали. Мечтали они сыскать радужный, златоогненный цвет перелет-травы, что светлым мотыльком порхает по лесу в Иванову ночь, им бы выкопать корень ревеньки, что стонет и ревет на купальской заре, им через серебряную гривну сорвать чудный цвет архилина да набрать тирлич-травы, той самой,что ведьмы рвут в Иванову ночь на Лысой горе, им бы добыть спрыг-травы да огненного цвета папоротника.
Но вот надвигаются сумерки, наступает Иванова ночь. Люди говорят, что в лесах тогда деревья с места на место переходят и шумом ветвей меж собою беседы ведут. Вот и мечтали в ту ночь сорвать огненный цвет папоротника, чтобы понять язык всякого дерева и всякой травы, а так же станут понятны разговоры зверей и речи домашних животных. Огненный цвет папоротника считался даром самого бога Ярилы, называли его еще и «цвет-огонь» и «царь-огонь». Этот чудный цветок распускается в полночь на одно мгновение. Только наступит полночь, из середины широколиственного папоротника поднимается цветочная почка, ровно живая, и вдруг с страшным треском разрывается, и тут является огненный цвет, он распускается золотым цветком или красным, кровавым пламенем, и притом столь ярким, что глаза не в состоянии выносить чудного блеска. Незримая рука тотчас срывает его.
Страшно подходить к чудесному цвету, редко кто решится идти за ним в Иванову ночь. Такой смельчак разве в несколько десятков лет выискивался, да и тот добром не кончал. Духи мрака, духи холода, духи смерти, искони враждебные Солнцу-Яриле, жадно стерегут от людей его дар. Они срывают цвет-огонь, они напускают ужасы, страсти и напасти на смельчака, что пойдет за ним в заветную Иванову ночь. Они стремятся увлечь его за собой в страну мрака и смерти, где уж не властен бог Ярило. Страшно поклоняться Яриле в лесу перед таинственным цветом-огнем.
Но совсем не страшно, а напротив весело и радостно чествовали этот праздник купальскими огнями. Накануне собирали шиповник, крапиву и другие колючие и жгучие растения, крыли ими заготовленные кучи хвороста и сухих сучьев. Лишь только спрячется солнышко, начнет гаснуть заря вечерняя, начинали во славу бога Ярилы живой огонь «взнетать». Для этого в сухой березовой плахе прорезали круглое отверстие и плотно пригоняли к нему сухое же березовое, очищенное от коры, круглое полено. Его трением в отверстии плахи вытирали огонь.
Потом молодежь прыгала через этот костер. Девушки в венках из любистока и красного мака, с травяными поясами из чернобыльника, у молодцев цветы на шляпах. Крепко схватившись за руки прыгали они через огонь попарно: не разойдутся руки во время прыжка, быть паре мужем и женой, разойдутся – свадьбы не жди.
Молодежь ищет другие травы, об иных цветах думает. Собираются девицы и с песнями идут собирать иван-да-марью, любовную траву и любисток. Теми цветами накануне праздника они будут в бане париться, «чтоб тело молодилось, добрым молодцам любилось». А пол, лавки и полки в бане надо густо устлать травою купальницей. А после бани собираются девицы и надевают на головы пахучие венки из любистока. В этих венках они пойдут под вечер плескаться в пруды, озера, реки. Считалось, что купальская вода имеет такую же очистительную силу, как и огонь.

Немало забот, забав, веселья было во всеми любимом и почитаемом чествовании Купалы. В нем участвовали все жители от мала до велика. Только вместе они могли защитить свои жилища и каждого их обитателя от злых сил, пытавшихся одолеть людей в купальскую ночь. Исстари и доныне ночь на Ивана Купалу почитается лучшим в году Временем для сбора целебных трав, цветов и корений.
И все же хозяйственные заботы не в меньшей степени, чем языческие верования, властвовали над народным сознанием, потому с днем Иоанна Крестителя связаны присловья и приметы о грядущем урожае – как его сохранить, к чему быть готовым в быстрые месяцы лета: «Сильна роса на Ивана – к урожаю огурцов», «На Иванову ночь звездно – много будет грибов», «На Иванов день цвет, на Ильин-то день - хлеб», «Ивановские дожди лучше золотой горы», «До Иванова дня дождь – в засек (прибавится хлеба), после Иванова дня дождь – из засека», «Если в Иванов день будет гроза, то орехов уродится мало, и они будут пустые», «На Ивана выходи на косовицу», «Первый покос - большой покос».

Другие православные праздники:

Православные праздники Июля...
11 февраля праздник: Перенесение мощей священномученика Игнатия Богоносца...
12 февраля праздник: Собор вселенских учителей святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Священномученика Ипполита...
21 апреля праздник: Апостолов от 70-ти Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и прочих с ними...
26 мая праздник: Мученицы Гликерии и Лаодикия...
15 июня праздник: Святителя Никифора Константинопольского. Великомученика Иоанна Нового, Сочавского...
22 июня праздник: Преподобного Кирилла Белоезерского. Святителя Кирилла Александрийского...
22 июля праздник: Священномученика Панкратия, епископа Тавроменийского...
25 июля праздник: Мучеников Прокла и Илария. Преподобного Михаила Малеина...
13 сентября праздник: Положение пояса Пресвятой Богородицы...
17 октября праздник: Святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского. Священномученика Иерофея Афинского...
26 октября праздник: Иверской иконы Божией Матери. Мучеников Карпа Фиатирского, Папилы, Агафодора и Агафоники...
4 ноября праздник: Празднование Казанской иконе Божией Матери. Равноапостольного Аверкия Иерапольского. Семи отроков Ефеских...
6 ноября праздник: Иконы Божией Матери, Всех скорбящих Радость. Мученика Арефы, с ним 4299 мучеников...
8 ноября праздник: Великомученика Димитрия Солунского, мироточца...


... Добавить в "Закладки" ... Ctrl+D


Для пожертвований:

Да хранит Вас Господь!

Православные информеры для сайтов и блогов