Молитвы святых угодников

Главная --> Церковные Православные праздники --> Май --> 24 мая (11 мая по старому стилю)

Церковный Православный праздник мая.

Cегодня 24 мая (11 мая по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Священномученика Мокия (ок. 295). *** Равноапостольных Кирилла (869) и Мефодия (885), учителей славянских. * Равноапостольного Ростислава, князя Великоморавского (870).
Святителя Никодима, архиепископа Сербского (1325). Священномученика Иосифа, митрополита Астраханского (1671). Мучеников Диоскора Нового; Армодия и с ним пострадавших. Преподобного Софрония, затворника Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII). Мученика Аргира Селунского (1806). Священномучеников Михаила пресвитера (1920), Александра (Петровского), архиепископа Харьковского (1940).

Священномученик Мокий

Священномученик Мокий служил священником в Македонии, в г. Амфиполе. Во время языческих празднеств он выходил на городскую площадь, проповедывал о Христе и обличал язычников. Это раздражало граждан, и они предали его в руки начальника города, язычника Лаодикия. Лаодикий приказал мучить праведника. Его бросили в раскаленную печь, но он остался невредим. Затем бросили к голодным львам, но львы, подойдя к мученику, легли перед ним и лизали его ноги. Тогда все закричали: «Отпустить этого человека! Его и звери почитают, и Бог любит». Мокия отправили в Византию и там около 295 г. обезглавили. Константин Великий на месте кончины св. Мокия соорудил церковь, где и покоятся его мощи.

Священномученик Иосиф, митрополит Астраханский

Священномученик Иосиф, первый митрополит Астраханский, родился в Астрахани. Его родителей звали Климент и Варвара. Скорби и страдания сопровождали его с юных лет до мученической кончины. Мальчику было семь лет, когда в их городе разразилась смута, произведенная сторонниками самозванца Лжедмитрия. В дом его родителей ворвались казаки, один из которых ударил мальчика камнем по голове, от чего он страдал потом всю жизнь.
Приняв постриг, святитель Иосиф на 52 году жизни был произведен в сан архимандрита Астраханского Троицкого монастыря. В 1656 г. он был возведен в сан митрополита Астраханского (по другим данным, в 1659 г. он был хиротонисан в архиепископа Астраханского, а в 1667 г. получил сан митрополита).
11 мая 1672 г. во время бунта Стеньки Разина святитель Иосиф принял мученическую кончину в Астрахани. Это печальное событие было подробно описано очевидцами и свидетелями священниками Астраханского собора Кириллом и Петром.
Когда казаки, взяв Астрахань, окружили собор, они потребовали, чтобы святитель вышел к ним. Он же велел звонить в большой колокол, чтобы собралось все духовенство, сам облачился и в сопровождении духовенства вышел. Обвинив его в сношениях с Московским правительством и казаками, отложившимися от Разина, злодеи потребовали, чтобы он разоблачился. После долгих пыток они сбросили святителя Иосифа со ската крыши собора. Священники подняли тело священномученика и, облачив его в святительские одежды, положили в гроб. На следующий день, после совершения панихиды, тело святителя было перенесено в придел Афанасия и Кирилла в Астраханском соборе и 9 дней оставалось непогребенным. Затем мощи были положены в гробницу и в скором времени прославились чудотворениями.
Канонизация святителя была совершена на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в апреле 1918 г. Память святителю определено было совершать 11 мая, в день его мученической кончины.

Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, учители Словенские

Родные братья Кирилл и Мефодий происходили из благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни (в Македонии). Они были дети одного воеводы, родом болгарского славянина. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (Кирилл — его монашеское имя) — самым младшим.
Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем, как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество Славинию, бывшею под греческой державой. Это случилось по особому усмотрению Божию и для того, чтобы Мефодий мог лучше научиться славянскому языку, как будущий впоследствии духовный учитель и пастырь славян. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий стал располагав свою волю к отречению от всего земного и устремлять свои мысли к небесному. Оставив воеводство и все утехи мира, он ушел в монахи на гору Олимп.
А брат его святой Константин с юности своей показал блестящие успехи как в светском, так и в религиозно-нравственном образовании. Он учился вместе с малолетним императором Михаилом у лучших учителей Константинополя, в том числе у Фотия, будущего патриарха Константинопольского. Получив блестящее образование, он в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки, особенно прилежно изучал он творения святителя Григория Богослова, за что получил прозвание Философа (мудрого). По окончании учения святой Константин принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме святой Софии. Но, пренебрегая всеми выгодами своего положения, удалился в один из монастырей при Черном море. Почти насильно он был возвращен в Константинополь и определен учителем философии в высшей Константинопольской школе. Мудрость и сила веры еще совсем молодого Константина были столь велики, что ему удалось победить в прениях вождя еретиков-иконоборцев Аниния.
Затем Кирилл удалился к брату Мефодию и несколько лет разделял с ним иноческие подвиги в монастыре на Олимпе, где впервые стал заниматься изучением славянского языка. В обителях, бывших на горе, было много иноков-славян из разных соседних стран, почему Константин мог иметь здесь для себя постоянную практику, что для него было особенно важно, так как он, почти с детства, все время проводил в греческой среде. Вскоре император вызвал обоих святых братьев из монастыря и отправил их к хазарам для евангельской проповеди. На пути они остановились на некоторое время в городе Корсуни, готовясь к проповеди.
Здесь же святые братья узнали, что мощи священномученика Климента, папы Римского, находятся в море, и чудесным образом обрели их.
Там же в Корсуни святой Константин нашел Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими буквами», и человека, говорящего по-русски, и стал учиться у этого человека читать и говорить на его языке. После этого святые братья отправились к хазарам, где одержали победу в прениях с иудеями и мусульманами, проповедуя Евангельское учение.
Вскоре пришли к императору послы от моравского князя Ростислава, притесняемого немецкими епископами, с просьбой послать в Моравию учителей, которые могли бы проповедовать на родном для славян языке. Император призвал святого Константина и сказал ему: «Необходимо тебе идти туда, ибо лучше тебя никто этого не выполнит». Святой Константин с постом и молитвой приступил к новому подвигу. С помощью своего брата святого Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку и перевел на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение: Евангелие, Псалтирь и избранные службы. Некоторые летописцы сообщают, что первые слова, написанные на славянском языке, были слова апостола Евангелиста Иоанна: «Вначале бе (было) Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово». Это было в 963 году.
После завершения перевода святые братья отправились Моравию, где были приняты с великой честью и стали учить Богослужению на славянском языке. Это вызвало злобу немецких епископов, совершавших в моравских церквах Богослужение на латинском языке, и они восстали против святых братьев и подали жалобу в Рим. В 967 году св. Мефодий и Константин вызваны были папою Николаем I в Рим на суд для решения этого вопроса. Взяв с собой мощи святого Климента, папы Римского, святые Константин и Мефодий отправились в Рим. Когда они прибыли в Рим, Николая I уже не было в живых; его преемник Адриан II, узнав, что они несут с собой мощи св. Климента, встретил их торжественно за городом. Папа Римский утвердил Богослужение на славянском языке, а переведенные братьями книги приказал положить в римских церквах и совершать Литургию на славянском языке.
Находясь в Риме, святой Константин, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл. Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Перед смертью он говорил брату: «Мы с тобой как дружная пара волов вели одну борозду; я изнемог, но ты не подумай оставить труды учительства и снова удалиться на свою гору». Папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.
После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого апостола Антродина. При этом Мефодию немало приходилось переносить неприятностей от инославных миссионеров, но он продолжал Евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу (память 16 сентября), а также одного из польских князей.
В последние годы своей жизни святитель Мефодий с помощью двух учеников-священников перевел на славянский язык весь Ветхий Завет, кроме Маккавейских книг, а также Номоканон (Правила святых отцов) и святоотеческие книги (Патерик).
Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках — славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда — столицы Моравии.
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку.
Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.
В Иконописном подлиннике под 11 мая сказано: «Преподобных отец наших Мефодия и Константина, нареченного Кирилла, епископов Моравских, учителей Словенских. Мефодий — подобием стар, власы седы, брада долга аки Власиева, ризы святительские и омофор, в руках Евангелие. Константин — ризы преподобнические и в схиме, в руках книга, а в ней написана русская азбука А, Б, В, Г, Д и прочие слова (буквы) все по ряду...».
Указом Св. Синода (1885 г.) празднование памяти славянских учителей отнесено к средним церковным праздникам. Тем же указом определено: в молитвах на литии, по Евангелии на утрени перед каноном, на отпустах, а равно во всех молитвах, в коих поминаются вселенские святители Русской Церкви, поминать после имени святителя Николая архиепископа Мирликийского чудотворца, имена: иже во святых отец наших Мефодия и Кирилла, учителей Словенских.
Для православной России празднование свв. первоучителям имеет особое значение: «Ими бо начася на сроднем нам язьще словенстем Литургия Божественная и все церковное служение совершатися, и тем неисчерпаемый кладезь воды текущия в жизнь вечную дадеся нам».

Все Православные Святые угодники: житие, память, страдание ...

« предыдущий Церковный Православный праздник :: 24 мая :: завтра Церковный Православный праздник »

Сегодня православный церковный праздник:
Мученика Евпсихия...
Завтра праздник:
Мучеников Терентия, Помпия, Африкана, Максима, Зинона, Алекандра, Феодора и иных 33...
Ожидаются праздники:
24.04.2019 - Священномученика Антипы, епископа Пергама Асийского. Преподобных Иакова Железноборовского. Святителя Варсонофия, епископа Тверского...
25.04.2019 - Преподобного Василия исповедника, епископа Парийского...
26.04.2019 - Священномученика Артемона, пресвитера Лаодикийского...

Другие популярные православные праздники:

Православные праздники Марта...
Православные праздники Мая...
Православные праздники Ноября...
Двунадесятые переходящие и непереходящие православные праздники...
7 января праздник: Рождества Христова. Рождество Господа Бога и спасителя нашего Иисуса Христа. Святки...
Рождество Пресвятой Богородицы...
4 декабря праздник: Введение во Храм Пресвятой Владычицы Богородицы и Приснодевы Марии...
15 июля праздник: Положение ризы Пресвятой Владычицы нашей Богородицы во Влахерне...
7 августа праздник: Успение праведной Анны. Преподобного Макария Желтоводского, Унженского. Святых жен Олимпиады диакониссы и Евпраксии Тавеннской...
10 августа праздник: Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия. Святителя Питирима, епископа Тамбовского. Апостолов от 70-ти и диаконов...
18 августа праздник: Предпразднство Преображения Господня. Мученика Евсигния Антиохийского...
27 августа праздник: Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Пророка Божия Михея...
25 сентября праздник: Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Священномученика Автонома Италийского...
6 ноября праздник: Иконы Божией Матери, Всех скорбящих Радость. Мученика Арефы, с ним 4299 мучеников...
10 декабря праздник: Празднование в честь иконы Божией Матери Знамение. Великомученика Иакова Персянина. Преподобного Палладия Александрийского. Святителя Иакова Ростовского. Благоверного князя Новгородского Всеволода...


... Добавить в "Закладки" ... Ctrl+D


Православные информеры для сайтов и блогов

Пожертвование на развитие сайта.



Все православные праздники ...