Молитвы святых угодников

Главная --> Молитвы --> Помянник. Приготовление усопшего к погребению

Помянник. Приготовление усопшего к погребению.

В древней Церкви поминовение производилось по так называемым диптихам – двум соединенным табличкам, на одной стороне которых писались имена живых, а на другой – мертвых. Поминовение по диптихам считалось большой честью. В церковные помянники вносились исключительно имена христиан, придерживавшихся безупречного образа жизни. Кроме этого, каждая христианская семья имела свой собственный помянник.
Подобное разделение диптихов дошло до наших дней. До сих пор в церкви существуют общие диптихи (синодики), и частные, домашние помянники. Синодики, которые ведутся в монастырях и храмах, содержат имена людей, по которым совершается вечное или заказанное на определенное время поминовение. Прихожане же подают для поминовений свои помянники. Записка «Об упокоении» - это простейший вид помянника.
Приобрести помянник можно в храме. По традиции он состоит из двух частей: имен живых и имен усопших. Помянник подается в церкви вместо записки, а в домашнем обиходе служит напоминанием о днях рождения, именинах и других памятных датах. В помянники записываются имена как живых, так и усопших. Таким образом, помянник становится своеобразной родовой книгой.

Что нужно делать по кончине человека

Если положение больного безнадежно, то при явных признаках приближающейся смерти священник читает отходную молитву - "Канон молебный при разлучении души от тела" или более полно он называется "Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго". Родственники сами могут прочитать этот канон, если невозможно пригласить священника, кроме чтения "молитвы, от иерея глаголемой на исход души", которая находится в конце канона. Канон следует читать от имени умирающего человека. Чтение следует начать с возгласа «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас», после читаются предначинательные молитвы: «Трисвятое», «Пресвятая Троице…», «Отче наш» и далее по молитвослову. При чтении канона возжигается свеча и лампадка перед домашней святой иконой. Если дома иконы нет, то нужно обязательно приобрести в храме иконы Спасителя и Божией Матери. Для умирающих младенцев (детей до семи лет) из-за отсутствия грехов, т.к. младенцы этого возраста не несут ответственности за свои грехи, канон не читается. Кроме канона при разлучении души от тела еще существует "Чин, бываемый на разлучение души от тела, когда человек долго страждет". Этот чин читается над человеком, который испытывает тяжкие предсмертные мучения и никак не может умереть (как правило, читается священником). После смерти человека над ним немедленно читается Последование по исходе души от тела.

Сразу после смерти тело усопшего омывают теплой водой, чтобы предстал он перед Богом по воскресении в чистоте и непорочности. При омовении читают "Трисвятое": "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас" или "Господи, помилуй". Возжигается лампадка или свеча и горит до тех пор, пока в доме находится покойник. После омовения тело христианина одевают в чистые и, по возможности, новые одежды - по званию и служению его, на усопшем обязательно должен быть нательный крестик. Омовение обычно совершают люди старшего возраста, а если таковых нет, то омыть тело усопшего может любой из родственников, за исключением женщин, находящихся в данный момент в естественной нечистоте. Обычай указывает, что в омовении тела женщины участвуют только женщины.

После омовения тело покойного полагают на стол, покрывают белым покрывалом - саваном. Затем умершего покрывают особым освященным покровом (погребальным покрывалом), на котором изображены крест, лики святых и молитвенные надписи. Все это означает, что умерший оставался верным Богу и теперь остается под покровом Божиим. Глаза должны быть закрыты, уста сомкнуты, руки сложены крестообразно, правая поверх левой. Руки и ноги усопшего связывают, чтобы развязать перед последним прощанием. В руки покойного полагают погребальный крест, на грудь кладут святую икону, для мужчин - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери. На лоб умершего возлагают венчик - полоску бумаги с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Изображения эти обрамлены надписью "Трисвятого". Венчик, символизирующий соблюдение веры усопшим христианином и совершение им христианского жизненного подвига, возлагается в надежде, что почивший в вере получит по воскресении от Бога небесную награду и нетленный венец. Как правило, венчик отпечатан на одном листке с разрешительной молитвой. После приобретения молитвы-венчика в храме венчик отрезается ножницами (после отпевания листок с молитвой будет вложен в руку почившего). Перед положением усопшего во гроб тело его и гроб окропляют святой водой, причем гроб окропляют извне и изнутри. В гроб покойного полагают лицом вверх, под голову кладут подушку, набитую соломой или опилками. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами, головой к образам. Вокруг гроба возжигают четыре свечи: у головы, в ногах и по обеим сторонам на уровне скрещенных рук. Возженные свечи вместе изображают крест и символизируют переход умершего в Царство Истинного Света.

И кто-то из родных, может приступить к прочтению канона "Последование по исходе души от тела". Желательно что бы это последование читал священник, но часто такой возможности нет. При самостоятельном прочтение не нужно читать начальный возглас и начальные молитвы иерея, а так же сугубую ектению - "Помилуй нас Боже...", молитву иерея - "Боже духов и всякия плоти...", а так же заключительный отпуст, эти молитвенные возношения, по Уставу Церкви произносятся только священнослужителями. А миряне могут читать канон начиная с предначинательных молитв: с "Трисвятое" по "Отче наш", затем "Господи помилуй" произносится 12 раз, 90-й псалом и далее по порядку, а заканчиваем продчтение какнона так: "Помяни, Господи, Боже наш..." с упоминанием имени усопшего. Эту молитву читают и при последущем прочтении Псалтири после каждой "Славы" (Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.). Если случилось так что человек умер не дома и его тело не дома, то в час когда Вы узнали о его смерти нужно прочитать канон и далее псалтирь.
Если смерть наступила в Пасхальную неделю (это 8 дней от Праздника Воскресения Христова до Радоницы. Радоница- это первый день поминовения усопших после Пасхи.), то в эти дни помимо "Последования по исходе души от тела" читается Пасхальный канон.
Так же существует благочистивый обычай непрерывного чтения Псалтири над телом усопшего вплоть до его погребения. Псалтирь читается сразу по кончине, даже если тело усопшего не дома. А далее читается в молитвенную память о умершем, в дни поминовения, особенно усиленно в первые сорок дней.
Во время Пасхальной седьмицы (от Пасхи до Радоницы) чтение Псалтири можно заменить на чтение Пасхального канона.
Апостольские постановления регламентируют чтение Псалтири следующим образом: в 3-й день по кончине ради Того, кто воскрес из мертвых (имеется ввиду Спаситель, Иисус Христос) Таким образом следует, что нет необходимости отменять чтение Псалтири и в дни Пасхальной седьмицы. Так же желательно приглашать священника, для совершения упокойного богослужения - панихиды.

Необходимо позаботиться и церковном поминовении усопшего. Желательно сразу же заказать сорокоуст в тех храмах, где Богослужение совершается ежедневно. И не стоит ограничиваться одним храмом. Так же необходимо подавать записки на поминовении на Божественной Литургии. Заказать Панихиды, помолиться самим в храме о душе усопшего. Делать это можно и нужно еще до отпевания, т.е. сразу по кончине. Усопшие в первые 40 дней называются новопредставленными.
При прощании с усопшим у гроба, прочтите следующие молитвы: "Со святыми упокой, Христе, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоея) новопредставленного(новопредставленную) (имя), идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная", или "Упокой, Господи, душу усопшего (усопшей) раба (рабы) Твоего (Твоея) новопредставленного (новопредставленную) (имя), и проости ему (ей) вся согрешения его (ее) вольная и невольная, и даруй ему (ей) Царствие Небесное".
Прощаются с усопшим после отпевания, погасив свечи. Обходят гроб, совершают крестное знамение, просят у почившего прощение, целуют венчик на лбу и икону, расположенную на груди. После прощения иконочку из гроба вынимают. Так же необходимо у уопшего попросить прощение и ему простить все обиды. Отпустить его с миром.
Тело полностью накрывается покрывалом, и священник крестообразно посыпаетего землей. гроб закрывается крышкой и закалачивается. На кладбище гроб уже не открывают.
Христианская традиция называет умерших усопшими, так как считается, что они не погибли, а временно почили и восстанут из гробов в жизнь вечную. Они лежат в земле, потому что то, что взято из земли, в землю же и возвращается.

Гроб выносят ногами вперед, так гроб несут, везут всегда головой вперед при этом поют "Трисвятое". Хорошо если по дороге в катафалке будет возможность читать Псалтирь или акафист о упокоении усопшего.
В могилу усопшего обычно опускают лицом к востоку. При опускании гроба в могилу поется "Трисвятое" - пение ангельской песни "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас".
Из глубокой древности идёт обычай отмечать место погребения устройством над ним холма. Могилу христианина осеняет Святой Животворящий Крест – победное знамя нашего спасения. Крест на могиле ставится у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного. Могильный крест знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа – на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастёт для жизни вечной в Царстве Божием. Простой скромный крест из металла или из дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора. Более всего усопшим нужно наше поминовение их.

Поминовение — это молитвенное упоминание имен живых и умерших в православной церкви за Литургией, на молебне, на панихиде, основанное на вере в силу и действенность этого поминовения пред Богом для вечного блага и спасения поминаемых. Поминовение делается или самим причтом (по помянникам, диптихам), или же по запискам «О здравии» и «О упокоении». Если мы хотим, чтобы наших усопших помянули по именам, следует подать записку «О упокоении».
В записках пишутся имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви. В записках нельзя писать имена некрещеных, самоубийц, безбожников, вероотступников, еретиков.

На поминки в день похорон традиционно приглашают всех, кто был на кладбище и помогал с похоронами. Поэтому, как правило, поминки на третий день бывают самыми многочисленными. Проводить поминки можно как в доме усопшего, так и в любом другом месте. Традиционными поминальными блюдами считаются на Руси блины и кисель. Во время поминок принято оставлять во имя умершего место, тарелку, обеденный прибор, часть блюд; это очень древний обычай.
Но самое главное - молитва об упокоении и помиловании души умершего человека. Согласно православным нормам, перед началом поминальной трапезы один из близких читает 17 кафизму из Псалтири перед зажженной лампадкой или свечой. Непосредственно перед едой читают «Отче наш». При каждой смене блюд также читают молитву.

« назад :: Поминовение усопших »

Иные популярные молитвы:

Церковные праздники. Православные праздники и посты
О святых. В своих молитвах мы обращаемся
Молитвы иные Пресвятой Богородице и святым об исцелении телесных недугов
О молитве: Краткие молитвы, Церковные молитвы, О силе молитв служителей Церкви, Канонические молитвы, Молитва своими словами
О молитве: Какие молитвы нельзя читать мирянам, Какие молитвы должны читать миряне, Опасность привыкания, Как научиться припадать к Богу в молитве, О чем просить Бога в своих молитвах, Почему наши молитвы бывают неуслышаны
Заповеди Блаженства
Общие тропари. Ангелу Хранителю, Апостолам, Архангелу, Бессребреникам, Всем святым
Кончина человека и заупокоуные молитвы
Тропари Л-Н. Тропарь Пресвятой Богородице. Тропарь святым преподобным угодникам
Молитвы при недостатке материнского молока
Молитвы о благосостоянии детей в обществе
Молитвы о целомудрии и благополучном замужестве дочерей
Молитвы о помощи в житейских делах, о благословении Божием над домом
Молитвы к чудотворным иконам Божией Матери, Пресвятой Богородице
Молитвы за детей

Все молитвы ...



... Добавить в "Закладки" ... Ctrl+D


Для пожертвований:

Да хранит Вас Господь!

Православные информеры для сайтов и блогов


Молитвы к Пресвятой Богородице и святым.