Молитвы святых угодников

Главная --> Православные Святые угодники --> 15 июня ст. ст.

Страдание святого мученика Дулы.

В то время, как сыны диавола служили ему, и идолопоклонническое волшебство и заблуждение все более и более усиливались, в правление Киликиею1 игемона Максима, перед этим правителем был осужден некий раб Христов по имени Дула2, муж той же Киликийской области. Он был человеком праведным и богобоязненным, и по всенародному свидетельству, старался вести жизнь добродетельную и во всем соблюдать правду.
Однажды игемону донесено было, что Дула - исповедник Христовой веры, и после того раб Христов был тотчас же ввержен в темницу; при этом нотарий3 сказал игемону:
- Правитель, согласно твоему приказанию, военачальники твои обошли всю Киликийскую страну до самых зефиритских городов4, и за это время захватили некоего последователя нечестивой христианской веры, и вот его-то и представили мы теперь праведному и пресветлому суду твоему.
На это игемон сказал:
- Когда я буду сам обходить эти города, то прикажу узников, находящихся теперь в темницах, вести за собой и за это время по дороге на нарочно устроенных для того местах, буду мучить их.
И вот вскоре после того он отправился в один из городов зефиритской страны, называемой Преториада5; здесь игемон, сев на судилищное место, прежде всего приказал представить ему блаженного Дулу. Раб Христов, идя на истязание, так молился Господу: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, источник всякой милости, - Ты некогда сказал через пророка Своего Давида: "открой уста твои и я наполню их" (Пс.80:11); да и в Евангелии Своем Ты говоришь: "не заботьтесь, как или что сказать" (Мф.10:19), - и так пошли ангела Твоего святого и дай мне слово, когда я буду говорить, дабы, представь перед нечестивейшим Максимом, я мог обличить его нечестие; а если мне придется пострадать, я не устрашусь мучений, ибо буду иметь Тебя перед очами своими и с охотой предам тело свое на истязание: ведь если я не предам тела своего на сожжение, то каких благ могу сподобиться? Какой венец восприиму? И какие тогда я могу показать Тебе, Господу моему, язвы, чтобы Ты, видя их, явил на мне милость Твою и подал прощение прегрешениям моим?"
Когда Дула так молился, воины совлекли с него верхнюю одежду и связанным представили игемону.
И сказал ему игемон Максим:
- Скажи мне, как ты прозываешься?
Святой ответил:
- Я раб Христов.
На это игемон возразил:
- Скажи нам настоящее твое имя, а не христианское: это имя тебе не может принести никакого оправдания и облегчения.
Тогда блаженный Дула сказал:
- Разве я не ясно называю свое имя перед тобой? Истинное мое имя - христианин; то же имя мое, которым называют меня люди, есть Дула, - и я так называюсь потому, что поистине есть раб Христа.
На это игемон произнес:
- Ты еще не испытал страха перед судилищем и всяких мук, потому так дерзко и говоришь с нами. Итак, скажи нам: из какой ты страны, из какого селения и рода?
Святой отвечал:
- Родом я из сей Киликийской области, из зефиритского города - Преториады; происхожу - из знатного рода и с самых малых лет уже считаюсь христианином.
Тогда игемон сказал:
- Если ты происходишь из славного рода, то должен повиноваться непобедимым царям; и потому иди теперь во храм и с усердием принеси там жертву богам, и ты тогда - и от нас будешь вознесен, и от великих царей получишь великую и преславную почесть.
Святой на это ответил:
- Ваши почести и вся власть, какой наделяют людей цари, пусть останутся при вас и при всех тех, которые не почитают истинного Бога; от меня же да отвратит все это Господь Бог мой, дабы мне обогащаться не в ином чем, как только в вере в Господа нашего Иисуса Христа.
Услышав эти слова блаженного, игемон повелел положить его на землю и бить железными прутьями; при этом он сказал своим слугам:
- Убедите его оставить свое безумие.
Святой же Дула, страдая от ударов, так взывал в это время к Господу:
- Благодарю Тебя, Христе, что Ты сподобил меня претерпевать все это ради святого имени Твоего!
Услышав такие слова мученика, Максим стал укорять святого Дулу и при этом так говорил ему:
- Как может теперь помочь тебе Христос, когда ты весь изъязвлен? Или еще этого ты не можешь понять, безумный человек?
Мученик на это ответил:
- Не говорил ли учитель веры нашей, святой апостол Павел, что никто не может увенчаться, "если незаконно будет подвизаться" (2Тим.2:5).
Тогда игемон спросил его:
- Значит мучимый сейчас, - ты после сподобишься венца?
Святой на это ответил:
- Я ныне подвизаюсь против отца твоего диавола, и если я одержу победу над сатанинской ратью, то есть, над тобой, слугой демона, то восприиму на небесах нетленный венец.
Мучитель на это сказал:
- Зачем ты так безумствуешь, веря в Человека, пригвожденного к кресту?
На это святой Дула ответил:
- Что лучше, - веровать ли в каменные и деревянные идолы, которые есть дело рук человеческих, или в живого Богочеловека и в истинного Господа, Который по Своей воле за нас был распят?
Тогда Максим сказал:
- О беззаконный! Разве ты думаешь, что великий бог Аполлон6 есть дело рук человеческих?
На это святой ответил:
- Справедливо ты Аполлона назвал таким именем, ибо оно означает – погубитель7: прилагая к нему сердце свое, ты губишь душу свою, и не только свою, но и тех, кого заставляешь поклоняться ему; но знай, что пребывающий на небесах истинный Бог взыщет от рук твоих души тех людей, которых ты погубил, заставляя их поклоняться идолам. Каков же был нечестивый Аполлон, - об этом я тебе сейчас расскажу: он был, как и ты теперь, невоздержен и объят нечистой любовью к одной жене, по имени Дафна8; он ей давал много золота, но обещанного от нее не получил. Итак, я спрашиваю тебя: скажи мне, - какой же он бог, если, будучи охвачен плотской любовью, не мог достигнуть расположения у той женщины, которую весьма любил? Как же ты можешь в чем-либо надеяться на него? Поистине все это, повествуемое между вами, достойно смеха, а многое достойно даже и плача: в самом деле, скажи мне, тому ли Аполлону ты поклоняешься как богу, которого даже мерзкая и исполненная всякой нечистоты блудница вменяла за ничто и плевала на лицо его? Видишь ли, сколь достойны плача ваши нечестивые дела!
Услышав это, Максим сказал слугам, избивающим мученика:
- Поворотите его на спину и бейте по животу.
Тогда Афанасий, начальник воинской стражи, сказал святому:
- Повинись правителю, - ведь разве ты не чувствуешь, как все тело твое покрывается ранами?
Святой на это сказал:
- Послушайся лучше меня, советник диавола и слуга его, и лучше посоветуй сам себе и игемону своему, - как бы поскорей убедить блудницу Дафну, чтобы она согласилась жить блудно с богом вашим Аполлоном и исполнить его желание, чтобы он, разжигаемый любовью и не получая исполнения своего желания, не погиб бы жестокой смертию - я же имею одного советника - Господа нашего Иисуса Христа.
Тогда мучитель приказал принести железную доску и сказал слугам:
- Раскалите ее посильнее на огне и положите сюда этого хулителя наших богов.
Блаженный, услышав это, сказал:
- Находящийся в геенне твой Аполлон благодарит тебя за то, что ты еще более усиливаешь тот геенский огонь, в каком он теперь страдает; он воздаст тебе за это тем, что и ты вместе с ним будешь низвержен во тьму кромешную, - тогда и я посмеюсь над тобой, нечестивый благодетель Аполлона.
Когда мучившие блаженного, едва совсем не сжегши его, все-таки ничего не добились, и не могли ни льстивым советом обольстить раба Божьего, ни муками убедить его оставить веру во Христа, тогда игемон приказал воинам отвести святого, уже столь измученного, в отдельное темничное помещение и оставить его там совершенно одного, без всякого ухода за ним, - и при этом он добавил:
- Пусть никто из нечестивых христиан не называет его блаженным, ибо, беззаконно надругавшись над нашими богами, вот теперь он подвергся великим мукам.
Но святой Дула пребывал в той темнице, непрестанно славословя Бога и молясь, - да даст Он ему совершить добрый подвиг мученичества.
По прошествии пяти дней, Максим сев снова на судилищное место, спросил:
- Жив ли всезлобный последователь нечестивого христианского мудрования? Приведите его сюда! Военачальник Афанасий на это ответил:
- Он очень тверд в исповедании своего учения и при том так бодр, что как будто не имеет ни одной раны на теле своем.
И при этом он повелел ввести мученика. Игемон, увидев, что все тело святого Дулы невредимо и что лицо его сияет, сказал воинам:
- О окаянные стражи! Не приказывал ли я вам, - чтобы вы не лечили его и не заботились об нем?
На это Пигасий, начальник нотариев, ответил:
- Клянемся величеством твоим, что согласно твоему повелению, мы содержали его в внутреннейшей части темницы и что на шее его все время висело железное изображение Геркулеса9, тяжестью в триста литр10; каким же образом он теперь совершенно здоров, - этого никто из нас не знает.
Тогда святой мученик сказал:
- Безумный игемон! Это - Христос мой исцелил меня и дал моему телу здоровье и крепость для перенесения даже и тех мук, которым ты сейчас снова подвергнешь меня; и это Он сделал для того, чтобы ты познал, что Бог наш - есть Врач, Который дивным образом исцеляет уповающих на Него людей, - а также и для того, чтобы и принял сугубый венец мученичества, а ты бы был подвержен сугубой вечной муке; ведь если бы ты ради своего Аполлона претерпел такие мучения, - разве тогда этот твой Бог мог бы исцелить тебя так же, как исцелил меня мой Христос?
На это игемон, разъярившись, ответил:
- Так как человек этот не перестает со злобой хулить наших богов, то налейте на голову его масла и зажгите его.
Мученик на это сказал:
- Если ты сожжешь мне мозг, то чего этим достигнешь? Выдумай лучше иные муки.
Игемон после этого приказал вложить в ноздри мученика множество горчичных семян.
Тогда святой Дула произнес:
- Смеюсь и теперь над всеми твоими истязаниями!
После этого игемон приказал слугам как можно сильнее бить святого железными когтями по хребту, и при этом поливать его язвы крепким уксусом и растирать острыми черепками.
Когда все это, по приказанию Максима, совершалось, святой страстотерпец так молился:
- Господи Иисусе Христе! Предстань мне, рабу Твоему; вот "на хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои" (Пс.128:3).
Тогда игемон сказал ему:
- Хотя ныне убедись и исповедуй наших богов!
Святой Дула на это ответил:
- Боги твои, а особенно Афродита11 и Артемида12, да помогут тебе и злобе твоей; если же хочешь, я расскажу скажу тебе и про других твоих богинь и про все их бесстыдство.
После того игемон приказал слугам:
- Разбейте челюсти его, чтобы он не хулил богов и, переломив голени, оставьте его так, дабы он не мог и слова сказать.
На это святой мученик сказал:
- О пребеззаконнейший игемон! За что ты меня бьешь, если я говорю тебе истину, что твоя Афродита и прочие богини проводили жизнь свою в скверных похотях, блудодеяниях, и даже в споре своем о том, кто из них сладострастнее, однажды поставили над собой судьею какого-то пастуха Париса13, и зачем ты гневаешься, когда тебе говорят о мерзостнейших делах скверных богинь твоих?
Только мой Бог истинен: Он восхотел стать человеком и был распят на кресте, потом был погребен, через три дня воскрес и сел одесную Бога Отца, чтобы после прийти со огнем, - дабы потребить всех твоих богов!
Услышав это игемон сказал святому:
- Видишь ли, окаянный, и ты двух Богов имеешь? Блаженный на это ответил:
- Не погрешай и не заблуждайся, говоря о двух Богах: троично есть Божество, нами почитаемое.
Тогда сказал игемон:
- Итак, у вас, значит, три Бога?
Мученик на это ответил:
- Я исповедую и почитаю Троицу: верую во Отца, исповедую Сына и поклоняюсь Святому Духу.
После этого игемон сказал;
- Поведай мне, как ты веруешь в одного Бога, а трех исповедуешь?
На это святой мученик ответил так:
- Хотя ты и плотской человек и не разумеешь того, "что от Духа Божия" (1Кор.2:11), однако ради предстоящих людей я тебе отвечу на твой вопрос. Как ты, будучи человеком, имеешь слово и дыхание, так и всесильный Бог Отец имеет Свое Слово и всесвятого Духа Своего; Сей Бог наш вначале создал человека и почтил его Своим образом, вдохнув в него дух жизни, и поселил его в раю; но когда сатана, исполняющий ныне через тебя свою волю, принудил человека к преступлению заповеди Божией, как он и теперь через тебя это делает, - и таким образом отторг его от исполнения повелений Божиих, - тогда Бог, желая восстановить погибшее создание рук Своих и привести его на путь истинный, послал на землю Сына Своего, то есть - Слово; и так, сие Слово Божие вселилось в Пречистой Деве и родилось от Нее - через Него-то Бог Отец и даровал спасение миру.
После этого игемон спросил:
- Разве какое-либо слово рождает человека?
Святой на это ответил:
- Не разумеешь ты тайн Божиих. Но если бы ты познал силу всесильного Бога, то уразумел бы, что Тот, кто от персти создал человека и основал на водах землю, утвердил небеса и сотворил все естество, - что Тот-то именно и есть Христос. Но так как естество человеческое не может зреть Божества, то поэтому милосердый Господь, из-за Своей любви к роду человеческому, стал человеком и принял на Себя человеческое естество, дабы - как единым первозданным человеком смерть вошла в мир, так через единого Человека Господа нашего Иисуса Христа произошло бы воскресение мертвых (Рим.5:13).
Тогда игемон сказал:
- Что ты говоришь? Разве будет воскресение мертвых? На это святой мученик ответил:
- Да, будет; иначе как же Бог станет судить мир, если мертвые не восстанут?"
Максим сказал:
- Не хочу, чтобы ты мне говорил эти лживые слова; итак, поверь; как умрем, так мертвыми и будем лежать.
- Ты это правду сказал, - ответил мученик, - что вы мертвы, ибо веруете в мертвых идолов, и потому никогда не придете в воскресение живота, но войдете лишь в воскресение суда и вечной муки; но только подобает всем людям предстать перед судище Христово и дать ответ о всем соделанном (2Кор.5:10).
Тогда мучитель повелел воинам связать мученика железными оковами и держать его заключенным в темнице.
На другой день, рано утром, Максим снова повелел раба Божия Дулу представить на суд, и когда мученик явился, он сказал ему:
- О нечестивый, какая тебе польза хулить наших богов?
Блаженный на это ему ответил:
- Я великую награду приемлю от Бога моего, когда укоряю ваших богов; а тебя еще живым постигнет казнь Божия.
Тогда Максим, желая осквернить святого жертвоприношением, сказал предстоящим слугам;
- Вложите в рот его жертвенное мясо и вино.
После этого блаженный сказал:
- Если ты и весь свой богомерзкий жертвенник измоешь и все это вольешь в уста мои, - то и тогда нимало этим не осквернишь раба Божьего.
На это мучитель воскликнул:
- Вот смотри, окаянный человек, ты уже вкусил жертвенного от наших алтарей!
Святой мученик на это ответил:
- Все это нисколько не бесчестит меня, мерзостный и безумный правитель.
Тогда игемон приказал повесить святого на дерево и строгать его тело до внутренностей, челюсти же его вместе с подгортанием оторвать совершенно.
После этого святой мученик сказал:
- Безумный, разве ты не знаешь, что отец твой сатана научил тебя сделать это?
Когда тело мученика было изъязвлено до костей и челюсти были оторваны, игемон приказал снова посадить его в темницу; потом, отправляясь в Тарс Киликийский14, Максим повелел вести за собой и узника. Когда они прошли около двадцати поприщ15, святой мученик Дула, оградив себя крестным знамением, предал Господу страдальческую душу, и его повезли уже мертвым. Когда же они были на четырнадцать поприщ от Тарса, комментарисий16 возвестил игемону, что Дула, укорявший бесчестно богов, уже умер и теперь везется уже мертвое тело его: что же с ним делать? Игемон приказал тело бросить в глубокий ров, чтобы оно осталось без погребения. Воины же, взяв тело святого, повергли его в реку, текущую в Зефиритскую страну. И когда тело приплыло к какому-то селению, отстоящему недалеко от города Преторнады, и лежало там на берегу, собаки тамошних пастухов почуяли тело святого и один из псов, охраняя его, не допускал ни одной птице коснуться тела мученика; другой же пес, взяв в зубы пастушескую одежду, принес ее и покрыл мощи мученика. Увидев это, пастухи рассказали обо всем в селении и городе, и тотчас же множество верных людей отправилось к мощам святого мученика и благочестно приняли их, благодаря Бога, не лишившего их столь драгоценного сокровища. Взяв благоговейно тело святого мученика, они погребли его с честию, славя Господа нашего Иисуса Христа, со Отцом и Святым Духом славимого во веки. Аминь.

1 Киликия - в древности юго-восточная область Малой Азии, получившая, вероятно, свое название от семитического племени киликов и своим плодородием рано привлекавшая греческих поселенцев.
2 по греч. значит раб.
3 Нотарий - чиновник, на обязанности которого, между прочим, было следить за точным исполнением законов в судах, а младшие нотарии вели переписку по таким делам.
4 Т.е. - до самого округа киликийского приморского города Зефирии.
5 Преториада - собственно одно из местечек Киликии, недалеко от города Зефирии.
6 Аполлон, по греч. мифологии, бог света, и именно - солнечного света, со всеми его благодетельными и вредными влияниями.
7 Слово Аполлон происходит от греческого глагола: ..., что значит: губить, умерщвлять.
8 Дафна, по греч. мифологии, дочь речного бога Ладона и Геи (земли), одновременно любимая и Аполлоном, и Левкиппом. Последний, переодетый девушкой, следовал за Дафной в числе ее подруг, но был убит Аполлоном. Тогда мать Дафны, Гея, превратила ее в лавровое дерево.
9 Геркулес, или Ираклий. Гераклий - национальный греч. герой, - считался у древних идеалом физической силы и мощи.
10 Литр - равнялся нашим 72 золотникам. Следовательно, на шее мученика висела тяжесть более, чем в 5 пудов.
11 Афродита - греческое название Венеры - богини любви. Празднества в честь ее так назыв. - Афродизии устраивались во многих местах Греции и Малой Азии.
12 Артемида - по греч. мифологии, дочь Зевса и Леты, - была богиней света и луны, почему ей, как богине света, давали в атрибуты лук и стрелы, а как богине ночи - факел.
13 По греч. мифологии, родители Париса оставили его, еще ребенком, на произвол судьбы. Но его воспитали в своей среде пастухи. Однажды к нему пришли три богини - Афродита, Гера и Афина и просили его разрешить их спор, - кто из них прекраснее. Парис нашел красивейшей из них Афродиту.
14 Тарс - главный город Киликии, малоазийской области; в христианской церкви особенно известен, как родина св. апостола Павла (Деян.22:3).
15 На наши меры расстояние поприще равно приблизительно 690 саженям.
16 Комментарисий - начальник над тюрьмами.

15 июня, все даты указаны по старому стилю
Память святого пророка Амоса
Страдание святого мученика Дулы
Память преподобного Дулы Страстотерпца
Страдание святых мучеников Вита, Модеста и Крискентии
Житие блаженного Иеронима

В этот же день память иже во святых отца нашего Ионы, митрополита московского и всея России, чудотворца.
В этот же день перенесение мощей преподобного Феодора Сикеота, - епископа Анастасиупольского (житие его см. 22 апреля).

« назад :: далее »

Другие Святые угодники:

Память преподобного Симеона Ветхого. 26 января.
Память преподобнаго Варадата, пустынника Сирииского. 22 февраля.
Житие преподобного Тита, пресвитера Печерского. 27 февраля.
Память Фомы, патриарха Константинопольского. 21 марта.
Житие преподобного Иоанна Прозорливого, пустынника и затворника Египетского. 27 марта.
Память преподобного Иосифа, песнописца и творца канонов. 4 апреля.
Память святого апостола Симона Зилота. 10 мая.
Память святых мучеников Зинона и Зины. 22 июня.
Собор святых славных и всехвальных двенадцати Апостолов. 30 июня.
Страдание святой мученицы Сосанны девы и иных с нею мучеников. 11 августа.
Страдание святого мученика Созонта. 7 сентября.
Память святой мученицы Ии. 11 сентября.
Житие Аврамия Затворника и блаженной Марии. 29 октября.
Житие святого Амфилохия, епископа Иконийского. 23 ноября.
Страдание святой мученицы Иулиании девы и др. 21 декабря.



... Добавить в "Закладки" ... Ctrl+D


Для пожертвований:

Пожертвование.

Да хранит Вас Господь!

Православные информеры для сайтов и блогов