Главная --> Православные Святые угодники --> 10 июля ст. ст.

Страдание святых сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском.

Нечестивый царь Ликиний1, принятый Константином Великим2 в соправители и управлявший восточными странами, издал по всей своей области повеление предавать различным мукам и смерти христиан, не желавших поклоняться идолам, и имущество их отнимать на перестройку городов. Когда это повеление пришло в Никополь армянский, язычники начали готовить муки и различные орудия мучения для христиан и стали многих верных брать и отводить на мучение; тогда более сорока рабов Христовых собрались и решились, не дожидаясь, пока их схватят нечестивые, самим по своей воле пойти на суд, исповедать имя Христово и отдаться на мучение. Из них главнейшие были Леонтий, Маврикий, Даниил, Антоний, Александр, люди знаменитые и своим родом, и образованием и отличавшиеся добродетельной жизнью; они пошли все вместе к игемону армянской области и объявили, что они христиане. Игемон удивился единодушному согласию стольких людей и мужеству, с каким они по собственной воле шли на мучения, и спросил их:
– Откуда вы? и кто вас научил не поклоняться нашим богам?
Отвечал святой Александр:
– Мы здешние, одни из города, другие из сел, эта земля наша родина, отец же наш – Христос небесный; Он научил нас не поклоняться ложным богам, глухим и слепым, делу рук человеческих. Игемон сказал:
– А где ваш Христос? ведь он бил распят и умер?
Святой Леонтий отвечал:
– Ты знаешь, что Христос умер? так узнай же, что Он и воскрес из мертвых и вознесся на небо; Он умер за нас по Своей воле, но воскрес снова, как Сын Божий.
Игемон сказал:
– Жив теперь Христос?
Леонтий отвечал:
– Игемон! ваши боги не живут после смерти, а Господь наш живет вечно, хотя и умер на некоторое время ради нашего спасения; смертью же Своей Он избавил нас из вечной смерти, дал нам жизнь и научил нас умирать ради Него, чтоб жить с Ним бесконечной жизнью.
А игемон начал хвалить своих богов Зевса, Аполлона, Асклипия3 и других. На это Леонтий сказал:
– Разве Зевс великий бог?
– Он владеет небом, – отвечал игемон, – он отец всех богов.
Леонтий возразил:
– Богу подобает быть праведным, чистым, безгрешным, а ты что скажешь о своем боге Зевсе?
– Я его называю праведным, чистым и безгрешным, – сказал игемон.
На это святой Леонтий сказал:
– Зев праведен – а разве он не сверг с престола своего отца Крона? он чист и безгрешен – а разве не он взял себе в жены свою родную сестру Иру и не осквернил многих чужих жен? Он губил не только женщин, но и мужчин и творил самые мерзкие беззакония4. Как же он, такой грешник, мог быть богом? Если ваш бог грешник, то ему для исправления нужен иной бог, безгрешный.
Разгневался игемон Лисий и яростно сказал:
– Кто тебе дал право судит богов наших, злой человек! они мне боги, не пощажу вас, но жестоко погублю всех!
Сказал святой Леонтий:
– Не гневайся, игемон, если слышишь правду; не даны ли людям законы не иметь никому чужой жены, не брать в жены себе сестру, не обижать, не убивать никого? И если кто осмелится поступать в чем-либо против законов, тот называется преступником и подлежит суду и смертной казни. А ваши боги – люди и преисполнены всех зол и беззаконий: они были блудниками, прелюбодеями, человекоубийцами и, как законопреступники, какому грозному суду и сколько раз смертной казни они подлежали! Поэтому вашим беззаконникам-богам нужно подчиниться человеческим законам и подражать людям, строго соблюдающим законы, а вы будьте судьями ваших богов, будьте богами и палачами, пока не исправите их.
Игемон сказал:
– О безумный! не ваш ли Бог был распят как злодей? а кто из наших богов был распят?
Отвечал святой Леонтий:
– Распялся за нас Христос Бог наш, и мы похваляемся крестом Его, ваши же боги трепещут, боятся Распятого Бога нашего и бегут далеко от крестной силы. Бог наш по Своей воле пострадал на кресте, а ваши боги нехотя погибли горькой смертью. Бог наш – Спаситель рода человеческого, а ваши боги – губители людей. Наш Бог истинный, а ваши боги ложные и не боги, а бесы и пагубные обольстители; сами они погибли и поклоняющихся им ведут к вечной погибели.
Взбешенный этими словами святого Леонтия, игемон приказал бить по устам камнями всех исповедников Христовых.
– Пусть бьют их, – говорил он, – в уста, которыми изрекается хула на наших богов.
Святых били, а они говорили:
– Пусть бьет тебя Бог, слуга сатаны! ты услышал правду и несправедливо судишь, ты вне себя, нечестивый!
Потом мучитель велел всех их обложить железными веригами и бросить в темницу. Святые в темнице веселились, как в чертоге, о Боге, Спасителе своем, и пели Давидовы псалмы: некоторые из них с детства были начитаны в книгах. А святой Леонтий ободрял всех такими словами:
– Братья честные и рабы Христовы! Перенесем всё терпеливо! Вы знаете из Священного Писания, сколько вытерпел праведный Иов5, и каково было страдание Господа нашего, и как скончались иные святые рабы Его. Иоанн Предтеча6 был обезглавлен, Стефан7 побит камнями, Петр8 распят стремглав, Фома9 пронзен копьем, другие умерли за Господа своего иною мученическою смертью. Сколько святых пострадало в царствование Адриана10, Декия, Максимиана и других прежних нечестивых царей, не только мужчины, но и женщины, как, например, мы слышим о святой Фекле, Евфимии, Капитолине, Иулитте11 и других святых мученицах, имена которых записаны в книгах жизни на небе; как мужественно они подвизались и победили диавола! И если женщины были так мужественны, то нам, мужчинам, нужно быть еще более крепкими и непреодолимыми и свои души положить за Христа Бога нашего, положившего Свою душу за нас на кресте.
Такими словами ободрил Леонтий святой братию и все с готовностью желали претерпеть за Христа всякие мучения. Стоял зной, и святые мучились сильной жаждой; пришла в темницу навестить их одна благородная и благочестивая женщина, по имени Власиана, беспрепятственно принесла холодной воды из источника, бывшего там поблизости, и напоила их.
Наступившую ночь святые проводили в молитвах и пении псалмов; не спал и Лисий игемон в ту ночь: он обдумывал, каким мукам подвергнуть содержимых в тюрьме рабов Христовых. Под утро он заснул, и явился ему во сне бес и сказал:
– Будь тверд, Лисий; я бог Асклипий, мучь нещадно хулящих нас христиан; много нелепостей наговорили они о нас в темнице; поскорей погуби их всяческими муками.
Проснулся игемон, с наступлением дня начал суд и поставив перед собой святых связанных, сказал им:
– Поклонитесь богам и будете друзьями самодержцам и нам, вам дадут каждому по двести златниц, новые хорошие одежды, пояса, приведут мальчиков, принесем жертву, устроим пир и повеселимся вместе; если же не послушаете меня, то жестоко будут вас мучить. Попрошу вас, не лишайтесь этой приятной жизни, не расставайтесь с вашими женами, детьми и друзьями, принесите жертву хоть одному какому-нибудь из наших богов.
Отвечали святые как бы в один голос:
– Будь проклят ты, мучитель, со своими богами; мы не станем приносить жертв нечистым бесам, нам не нужно ни вашего золота, ни одежд, ни пира, ни дружбы; Христос нам и Отец, и дражайший Друг, и за Него мы готовы всё претерпеть и умереть.
Тогда мучитель приказал их всех нагих повесить и строгать тело их железными крючьями; и долго, до самого полудня строгали святых мучеников, пока не стало сильно печь солнце и игемон ушел с этого зрелища домой; святые же, остроганные до костей, по приказанию мучителя опять были заключены в темницу. Вышеупомянутая благочестивая женщина Власиана опять пришла навестить их и сквозь окно напоила водой их, изнемогших от язв и от зноя; и прохладились святые, благословили эту женщину, помолились о ней и о детях ее и благодарили Бога, что сподобились страдать за Него.
Когда святые сидели в темнице, увидел святой Леонтий, что некоторые из братии тяжело страдают от ран, и очень беспокоился о них, как бы в крайнем изнеможении они не отпали от веры; поэтому он молил Бога послать им скорее окончание подвига.
Был в городе известный гражданин, по имени Ирод, язычник, пользовавшийся почетом у игемона, как советник; и у этого гражданина был секретарь Филин, любимый святым Леонтием за добрый нрав. За ним послал святой и, когда тот подошел к окну темницы, сказал ему:
– Брат Филин, скажи господину своему Ироду, чтоб он, если ем случится за чем-нибудь быть у игемона, вспомнил о нас и посоветовал завтра постановить нам смертный приговор.
Филин ушел и передал это Ироду. В это время Ирода позвали к игемону на ужин; он не пошел тотчас же, и игемон ждал его. Опять послали за ними, но он пришел поздно со словами:
– Я не могу есть; я видел, как строгали осужденных, как текло много крови, и мне противно; желудок мой не может принимать пищи; мне тошно.
Игемон спросил:
– Как ты посоветуешь, что мне с ними сделать?
Ирод ответил:
– Пусть умрут завтра. Ведь они преступники царского повеления и достойны смерти, так почему же и их сейчас же не казнить?
На это игемон дал клятвенное обещание умертвить их на следующий день. Тотчас Филин поспешил к темнице и сообщил о слышанном святому Леонтию. Узнали об этом все братия и обрадовались, что завтра умрут за Христа; они благословили Филина за его труд и стали молиться, приготовляясь к смерти. В молитве они говорили:
– Господи Боже отцов наших, прославь имя Твое святое в нас; сокрушенной душою и духом смиренным молимся Тебе; прими нас приносящих самих себя Тебе в жертву живую, как всесожжения овец и ягнят, и как тьмы агнцев тучных, так пусть будет теперь наша жертва пред Тобою, и пусть она будет Тебе угодна: нет стыда надеющимся на Тебя! Ты знаешь, Господи, что мы возлюбили Тебя и ради Тебя предались на смерть. Ты же укрепи нас всех, чтоб ни один не отстал от этой дружины, чтобы не посмеялся и не порадовался о нем наш враг.
Так молились святые и ободряли друг друга; в полночь же запели великий псалом на свое погребение, а именно: блаженны непорочные и т.д. (Пс.118). По окончании псалма пришел ангел Господень, наполнил светом темницу и сказал им:
– Радуйтесь, рабы Христовы, близка кончина ваша, имена ваши записаны на небе, надейтесь, с вами Бог.
С этими словами ангел удалился. Они же поклонившись, благодарили Бога. В это время два темничных сторожа, Меней и Вирилад, родом египтяне, не спали, видели свет, заблиставший в темнице, и слышали голос ангела, но самого ангела не видели. И сказал Меней Вириладу:
– Видишь, брат, какого царя это воины? я с самого начала сочувствую христианам: они идут не беззаконным путем, а праведным, и хранят веру в своего Бога, днем и ночью никого не обижают, не ищут чужого имения, а даже свое раздают, всех любят, всем благодетельствуют; ты и сам это знаешь; а какова жизнь те, которые скитаются в египетских пустынях? разве не странна и удивительна? они творят чудеса. Я думаю войти к ним в темницу и просить их принять меня к себе; а ты, брат, как думаешь?
Вирилад отвечал:
– Так же, как и ты. Вот ведь и мы, недостойные, сподобились увидеть свет, которым осиял Бог их, за Коего они умирают с радостью. Если бы кто стал принуждать игемона умереть за Зевса, или за Аполлона, или за Асклипия, или за кого-либо из прочих богов. захотел ли бы он умереть? ни за что: ему жизнь дорога. А они не щадят себя, без боязни идут на смерть за своего Бога и удостаиваются от Него такой славы, какой боги никому из поклоняющихся им никогда не являли. Отчего нам не обратиться к этим праведным людям и к истинному Богу?
Посоветовавшись таким образом, оба сторожа вошли внутрь темницы и припали к святым со словами:
– Господа наши, рабы Христа, истинного Бога, примите и нас в ваше число: и мы веруем во Господа Иисуса Христа, возлюбившего вас, и просим вас помолиться Ему, чтобы Он сподобил и нас одинаковой участи с вами.
Святые обрадовались их обращению к Богу и приветствовали их, говоря:
– Вы братья наши, так как Господь наш призвал вас к исповеданию пресвятого имени Своего и даст вам одинаковую награду с нами, как и пришедшим в одиннадцатый час в Его виноградник12.
На следующее утро игемон Лисий вышел с воинами за город на то место, где собирался умертвить святых мучеников, недалеко от реки, называемой Ликос. Там устроил он суд и приказал привести и поставить перед собой святых мучеников. Увидев, что два темничные сторожа присоединились к святым узникам, он сказал первому советнику своему Апиану:
– Вот и эти безумные захотели умереть! разве жизнь не лучше смерти?
Апиан сказал на это:
– Прикажи мучить их самыми жестокими муками.
– Нет, – возразил игемон, – они испугаются мук и опять обратятся к богам, и останутся живы; а я не хочу оставлять их в живых; пусть умрут. Всем за одно издам смертный приговор.
И когда поставили перед ним на суд святых мучеников, то он не задал им вопроса о вере и не назначил никакого истязания, но тотчас приговорил их к смерти и написал следующий приговор:
– Этим представленным мне на суд сорока пяти человекам, христианской веры, ослушавшимся царского повеления и хулившим богов своих предков, назначаю достойную по их делам казнь: сначала отсечь им топором руки и ноги, потом бросить на сожжение в огонь, и оставшиеся после сожжения их кости бросить в реку.
Тотчас слуги посадили мучеников на землю и стали рубить им руки и ноги. Был сильный солнечный зной, и святые мученики страдали от жажды, одни вследствие боли в ранах, другие – от солнечного зноя; иные умерли в этих страданиях, иные едва дышали, иные же мужественно терпели. Один из них, по имени Ианикит, смотря на свои отрубленные руки и ноги, улыбнулся и сказал:
– Смотрите, как жатвенный серп сжал мои члены, словно колосья!
А святой Сисиний, лежа в своей крови, привалился к случившемуся там по близости камню, открыл уста свои и так молился Богу:
– Господи, Податель всех благ, источивший некогда в пустыне воду из камня и напоивший жаждавшего Израиля (Исх.17:1-7), Ты теперь открой этот камень, испусти воду и напой немного меня: Ты видишь жажду нашу, от которой мы погибаем.
По молитве его внезапно двинулся камень, раздался и испустил источник ключевой воды. Святой Сисиний испил воды и благословил Господа, говоря:
– Прославляю Тебя, Боже мой, за то, что напоил меня жаждавшего, как мать молоком ребенка, хвалю Тебя, Царь мой, что не презрел меня, раба Твоего! Но молю Тебя, не презирай и любимых братьев моих, Твоих рабов, и прохлади их, изнывающих от жажды, изливая невидимо на них росу благодати Твоей, и всем нам дай твердость скончаться вместе в Твоей надежде; изведенному же Твоей силой источнику этому, которым Ты вновь явил древнее чудо, повели течь до конца мира и дай воде этой целебную благодать и силу во славу Твою, Христе, и Твоего Отца и Святого Духа, в память о нас сорока пяти мучениках, Твоих рабах, пострадавших за Тебя.
В это время слуги разожгли приготовленный огромный костер и стали брать тела мучеников и класть в огонь; одни из святых были еще живы, другие уже умерли; и мертвых вместе с живыми предавали сожжению. Повергая в огонь мучеников, слуги считали их и не досчитывались одного; они удивлялись и стали искать. А святой Сисиний, лежа около камня, источившего воду, отозвался:
– Вот я! возьмите меня, несите меня в огонь!
Его взяли и снесли в огонь. Сожгли святых мучеников, огонь угас, а слуги начали искать оставшихся в пепле мученических костей и сколько нашли, собрали в тряпки, снесли и высыпали в реку Ликос13. Река приняла в себя кости святых как драгоценное сокровище и сохранила их на одно неглубоком месте около берега, собрав их все вместе своими струями. Пришли потом искать их благочестивые люди и без труда нашли их; собрали их все до одной и сберегали в почетном месте, пока не погиб нечестивый царь Ликиний, соправитель царя Константина, управлявший восточной половиной царства, и не воцарился один Константин. Когда дана была свобода церкви Христовой по всей вселенной, тогда и кости этих святых мучеников были показаны всем, и была построена церковь во имя их. От святых костей их подавались исцеления, а также и от того источника, который вызвал святой Сисиний своей молитвой. Пострадали святые сорок пять мучеников десятого июля, в Никополе армянском, при Лисии игемоне, когда Ликиний царствовал над востоком; над нами же царствует Господь наш Иисус Христос, Которому с Отцом и Святым Духом воссылается честь и слава, ныне и в бесконечные веки, аминь.
Кондак, глас 8:
Христа ради мученицы многия муки подъясте, и многобожие низложисте все идольское, и разрушисте безбожие всякия прелести, Христовою силою сия поправше; нас всех верно научаете вопити яве: аллилуия.

1 Император Ликиний управлял восточной половиной римской империи с 307 г. по 324 г.
2 Константин Великий управлял римской империей с 306 г. по 337 г.
3 Асклипий – бог врачевания.
4 Следует заметить, что древние греки наделяли своих богов не только положительными, но и отрицательными качествами. Древнегреческая мифология усвояла многим богам страсть к преступлениям разного рода, в особенности – против нравственности. Это и имеет в виду святой Леонтий, рассуждая с игемоном.
5 Иов – ветхозаветный праведник, мужественно выдержавший тяжелой, посланное ему Богом, испытание. История его жизни изложена в библейской книге его имени. Память его празднуется св. Церковью 6 мая.
6 Память св. пророка и Предтечи Господня Иоанна празднуется 23 сентября, 24 июня, 29 августа и в другие дни.
7 Память св. первомученика Стефана совершается 27 декабря ив др. дни.
8 Память св. первоверховного Апостола Петра совершается 29 июня.
9 Память св. апостола Фомы совершается 6 октября и 30 июня.
10 Упомянутые императоры царствовали: Адриан с 117 г. по 138 г., Декий с 249 г. по 251 г. и Максимиан (Галерий) с 305 г. по 311 г. Все эти императоры были очень жестокими гонителями христианства. Кроме них еще запятнали свое имя в истории особенно жестоким преследованием христианства: Нерон (54-68 гг.), Траян (98-117 гг.) и Диоклитиан (284-305 гг.).
11 Память упомянутых святых мучениц празднуется: Феклы (первомученицы) – 24 сентября, Евфимии (великомученицы) 16 сентября, Капитолины – 27 октября и Иулитты (мученицы каппадокийской) – 31 июля.
12 См. притчу о работниках в винограднике (Мф.20:1-16).
13 Кончина святых мучеников последовала ок. 319 г.

10 июля, все даты указаны по старому стилю
Память преподобного отца нашего Антония Печерского
Страдание святого мученика Аполлония
Страдание святых мучеников Вианора и Силуана
Страдание свв. сорока пяти мучеников, пострадавших в Никополе Армянском
Сказание о перенесении честной ризы Господа нашего Иисуса Христа из Персии в царствующий град Москву

« назад :: далее »

Другие Святые угодники:

Память святого пророка Михея. 5 января.
Житие преподобного Макария Египетского. 19 января.
Память святых мучеников Максима, Феодота, Исихия и святой мученицы Асклипиодоты. 19 февраля.
Память преподобного Еразма Печерского. 24 февраля.
Память святого Ювеналия, патриарха Иерусалимского. 2 июля.
Житие преподобного Памвы. 18 июля.
Житие преподобного Дия. 19 июля.
Память святой мученицы Иулитты. 31 июля.
Память святого пророка Михея. 14 августа.
Страдание святого мученика Патрокла. 17 августа.
Святые мученики Севир и Мемнон сотник и с ними тридцать семь мучеников. 20 августа.
Страдание святых мучеников Евлампия и Евлампии. 10 октября.
Житие святого Мартина Милостивого, епископа Турского. 12 октября.
Память святых мучеников Дасия, Гаия и Зотика. 21 октября.
Житие святого Прокла, патриарха Константинопольского. 20 ноября.



... Добавить в "Закладки" ... Ctrl+D


Для пожертвований:

Да хранит Вас Господь!

Православные информеры для сайтов и блогов