Молитвы святых угодников

Главная --> Православные Святые угодники --> 9 февраля ст. ст.

Страдайте святого мученика Никифора.

В великой Антиохии Сирийской, жили - некий пресвитер, по имени Саприкий, и простец, - гражданин Никифор. Они питали друг к другу такую любовь и так были дружны, что некоторые считали их родными братьями.
После многих лет такой дружбы, им позавидовал ненавидящий всё доброе, диавол и посеял в них такие плевелы вражды, что они не желали даже встречаться друг с другом на дороге: так они возненавидели друг друга; и насколько прежде между ними царили любовь и дружба, настолько после, по действию сатаны, воскипела у них друг к другу ненависть и вражда.
Прожив в такой ненависти и вражде друг с другом довольно долгое время, Никифор, придя в себя и уразумев, что эту вражду сеет диавол, стал просить своих друзей и соседей, чтобы они отправились к пресвитеру Саприкию и умолили бы его простить его, кающегося, и возлюбить прежнею любовью; но пресвитер не захотел оставить своей вражды против него.
Тогда Никифор снова послал других друзей с тою же просьбою, но пресвитер и их слушать не захотел. Он также отверг и в третий раз посланных и не послушал их моления, и, таким образом, не преклонился на милость, дабы простить брата, смиренно ищущего прощения. Наоборот, ожесточив сердце свое, он оставался неумолимым, забыв слова Господа нашего Иисуса Христа, сказавшего: "прощайте, и прощены будете" (Лук. 6:37); и еще: "Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой... Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный" (Мф.5:23-24; 6:14).
Тогда Никифор, видя, что Саприкий пресвитер не хочет принять ходатайства о нем, сам пошел к нему и, припав к его ногам, сказал ему:
- Прости меня, отче, ради Господа прости.
А Саприкий даже и не взглянул на него; он был человеком немилосердым и не имел ни любви, ни страха Господня; будучи христианином и пресвитером, он и без просьбы должен был простить брата своего. Не получив прощения, Никифор пошел от него посрамленным и отверженным.
В это время, - в царствование Валериана и Галлиена1, - как христианин схвачен был и Саприкий и представлен был игемону на истязание.
Игемон спросил:
- Как твое имя?
- Я называюсь Саприкием, - отвечал тот.
- Какого ты рода? - спросил игемон.
- Я христианин, - отвечал Саприкий.
- Ты клирик? - снова спросил игемон.
- Я пресвитер,-отвечал Саприкий. Тогда игемон сказал:
- Цари наши, владыки страны этой и всех пределов римских, Валериан и Галлиен, повелели, дабы те, кои именуют себя христианами, принесли жертвы бессмертным богам; а кто, презрев, отвергнет повеление царское, тот пусть да знает, что он, после всевозможных мук, осужден будет на тяжкую смерть.
После этих слов Саприкий, предстоя игемону, сказал:
- О, игемон! мы, христиане, имеем Царя, - Христа Бога, ибо Он один есть Истинный Бог и Создатель неба и земли, моря и всего, что находится в них; все же боги языческие суть бесы, и да уничтожатся они с лица всей земли; как дела рук человеческих, они никому не могут помочь".
Тогда разгневанный игемон повелел растянуть его на колесо и безжалостно мучить. Среди этих истязаний Саприкий сказал игемону:
- Ты имеешь власть над телом моим, над душою же моею не имеешь никакой власти: над нею имеет власть только один Создавший ее Иисус Христос.
После этого Саприкий мужественно претерпел все причиненные ему муки.
Видя его непреклонным, жестокий судия издал на него такой смертный приговор:
"Пресвитера Саприкия, презревшего царское повеление и не пожелавшего принести жертвы бессмертным богам и оставить христианское заблуждение, повелеваем усечь мечем".
В то время, как Саприкий шел на казнь, в надежде получить небесный венец мученичества, блаженный Никифор, услышав об этом, поспешил к нему на встречу и, припав к ногам его, сказал:
- Мученик Христов, прости меня, я согрешил пред тобою!
Тот же на это не ответил ему ничего, так как сердце его по-прежнему было объято бесовскою злобою.
На дальнейшем пути к месту казни святой Никифор снова припал к ногам Саприкия, говоря:
- Мученик Христов, прости меня, в чем я согрешил пред тобою, как человек; вот тебе дается с небес венец от Христа, так как ты не отвергся Его, но исповедывал имя Его святое пред многими.
Саприкий же, ослепленный ненавистью и жестокосердый для прощения, оставался неумолимым, вовсе не показывая намерения простить его. Он даже и слова не сказал к упрашивавшему его собрату, так что даже сами мучители удивлялись ожесточению Саприкия и говорили Никифору:
- Такого безумного человека, как ты, мы никогда не видали: теперь вот он идет уже на смерть, а ты еще усерднее умоляешь его: разве по смерти он может в чем-нибудь тебе повредить? и зачем тебе нужно примиряться с тем, кто сейчас умрет?
На это святой Никифор ответил им:
- Не знаете вы, чего я прошу у исповедника Христова, но Бог знает.
Когда они пришли на место, где Саприкия должны были усечь мечем, святой Никифор снова обратился к нему:
- Молю тебя, мученик Христов, сказал он, прости меня, если я в чем согрешил пред тобою, как человек. Писано: "Просите, и дано будет вам" (Мф.7:7), - вот я тебя умоляю, - и так подай мне прощение.
Но жестокосердой друг его Саприкий не преклонился на такие моления; он не вспомнил слов Господа: "Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф.22:37, 39); но, закрыв уши сердца своего и тела, оставался как глухой аспид, отвергая моление заклинающего его. Итак, Саприкий не внял реченному в Евангелии, что кто прощает ближнему своему, тот и сам будет прощен, и не послушал слов Господа: "какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Мф.7:2). Вот почему Господь, праведный Судия, по справедливому суду Своему, отъял благодать Свою от Саприкия, и тотчас же тот отпал от Господа и лишился сплетенного им для себя венца мученичества.
Когда мучители сказали Саприкию: "преклони колени твои, чтобы мы могли отсечь голову твою", - он сказал им:
- За что вы хотите усечь меня?
Воины на это ответили:
- За то, что ты не хотел принести жертвы богам и ослушался царского повеления ради некоего человека, именуемого Христом.
Услышав это, окаянный Саприкий сказал им:
- Не убивайте меня, ибо я исполню то, что повелевают цари: поклонюсь богам и принесу им жертву.
Так ненависть ослепила сердце Саприкия! Она отторгла его от благодати Божией, и он, прежде мучимой и не отвергавшийся Христа, теперь, вместо того, чтобы приять уже мученический венец славы, отрекся от жизни вечный и стал отступником.
Услышав эти безумные слова Саприкия, Никифор стал со слезами на глазах умолять его:
- Не делай сего, о возлюбленный брать! не отвергайся Господа нашего Иисуса Христа! не губи того венца небесного, которой ты сплел себе среди твоих страданий! вот у дверей стоить Владыка Христос, Которой снова явится тебе, и воздаст тебе жизнь вечную за сию временную смерть, которую ты пришел принять на это место.
Саприкий же не слушал его молений: он спешил к вечной смерти, теряя вместе с тем ту бесконечную жизнь, которую должен был восприять чрез один удар меча.
Святой же Никифор, видя, что Саприкий совершенно отпал от святой веры и отторгся от Христа - Истинного Бога, начал громким голосом так взывать к мучителям:
- Я - христианин и верую в Господа нашего Иисуса Христа, Коего отвергся Саприкий; итак, усеките меня вместо Саприкия.
Воины, не смея умерщвлять его без повеления игемона, весьма удивлялись, что он самовольно предает себя на смерть, совершенно свободно восклицая:
- Я - христианин и вашим богам не принесу жертвы!
Тогда один из мучителей, явившись к игемону, возвестил ему, что Саприкий обещался принести жертву богам, но есть некий, - добавил он, - который желает умереть за так называемого Христа, и потому громко восклицает:
- Я - христианин, богам вашим не принесу жертву и царских повелений не послушаюсь!
Услышав это, игемон приказал Саприкия отпустить на свободу, а Никифора вместо него усечь мечом. Так святой мученик умерщвлен был за Христа, в девятый день месяца февраля2, и, радуясь, отошел ко Христу Господу, дабы приять от десницы Его венец победы и предстать Ему в лике святых мучеников, славящих Отца, и Сына, и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Ему же честь и поклонение, слава и держава во веки, аминь.
Кондак, глас 1:
Любве союзом связався Никифоре, разрушил еси явле злобу ненависти, и мечем во главу твою усечен был еси, мученик Божественный воплощшагося Спаса, Егоже о нас моли, поющих славную память твою.
Другой кондак, глас 3:
Вперився славне Господнею любовию, и сего славный крест на рамо взем, посрамил еси диаволи козни, пострадал еси даже до смерти, и истины явился еси победоносец, оружник и таинник Божия благодати.

1 Валериан царствовал с 253 по 259 г., сын его Галлиен царствовал с 260-268 г. Еще при жизни отца он был сделан им кесарем и соправителем.
2 Св. мученик Никифор пострадал и скончался около 257 года.

9 февраля, все даты указаны по старому стилю
Страдайте святого мученика Никифора
Память святых священномучеников Маркелла, епископа Сицилийского и Филагрия, епископа Кипрского

« назад :: далее »

Другие Святые угодники:

Память святого священномученика Феогена, епископа Парийского. 2 января.
Память святых мучеников Феофила и Елладия. 8 января.
Память преподобного Мавсимы Сирина. 23 января.
Память святых мучеников Вавилы Сицилийского, Тимофея и Агапия. 24 января.
Житие святого благоверного князя Романа, Угличского чудотворца. 3 февраля.
Память преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского чудотворца. 11 февраля.
Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии. 19 февраля.
Житие преподобного Макария Колязинского. 17 марта.
Память преподобного Иоанна Отшельника. 19 июня.
Воспоминание о чуде святой великомученицы Евфимии Всехвальной. 11 июля.
Житие преподобного Памвы. 18 июля.
Святые апостолы Сила, Силуан, Крискент и др. 30 июля.
Память святого Ливерия исповедника, папы Римского. 27 августа.
Память святого мученика Димитрия. 15 ноября.
Житие святого Прокла, патриарха Константинопольского. 20 ноября.



... Добавить в "Закладки" ... Ctrl+D


Для пожертвований:

Да хранит Вас Господь!

Православные информеры для сайтов и блогов


Молитвы к Пресвятой Богородице и святым.