Молитвы святых угодников

Главная --> Православные Святые угодники --> 16 августа ст. ст.

Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам.

Так как некоторые порицают нас за то, что мы поклоняемся и почитаем образ Спасителя нашего и образ Матери Божией, а также и образа (иконы) прочих святых рабов Христовых2, то пусть знают таковые, что первоначально Бог сотворил человека по образу Своему. Ради чего мы покланяемся друг другу (приветствуем друг друга, как не по той причине, что все мы созданы по образу Божию? Богоносный и святой великий отец Церкви Василий Великий3 говорит, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразному. Первообразное же есть то, коего подобие начертывается и от коего дается изображение на иконе. И по какой причине люди Моисеевы покланялись скинии вещей небесных, стоя вокруг нее, между тем как скиния являла собою подобия многих изображений, ибо Бог сказал Моисею: "Смотри, сделай их по тому образцу, какой показан тебе на горе" (Исх.25:40). Также и херувимы, осенявшие алтарь, не были ли делом рук человеческих; точно также и преславная иерусалимская церковь была построена разве не искусством руки человеческой? Святое Писание осуждает лишь тех, кто покланяется идолам и кто приносит жертвы демонам. И еллины, и иудеи приносили жертвы: но первые приносили жертвы бесам, вторые же Богу. Жертвы еллинов были отвержены и прокляты, жертвы же иудеев были благоприятны Господу. Вот принес жертву Ной4, и "обонял Господь приятное благоухание" (Быт.8:21), ибо эта жертва была принесена от чистого и благожелательного сердца; но еллинские идолы, как мерзкие и богоненавистные, были запрещены и прокляты, так как были кумирами демонов.
Кроме сего кто может изобразить лице Бога невидимого, бесплотного, неописуемого, не поддающееся изображению? Безумным безбожием было бы желание изобразить Божество так, как оно существует Само в Себе. По этой причине в Ветхом Завете иконы не были в употреблении. Но потом, когда благосердый Бог, по Своей милости, устрояя наше спасение, явился в образе истинного человека, а не в подобии только лица человеческого, как некогда являлся Аврааму и пророкам, но явил Себя истинным человеком, ходя по земли, живя с людьми, творя чудеса, пострадав, распявшись на кресте, быв погребен, потом воскрес и вознесся на небеса – тогда всё то, что было в действительности, всё то, что видели люди, но то, чего не видели мы, не жившие в то время, – всё сие тогда и записано было в наше назидание и напоминание, дабы мы, не видя то, как бы слышали то. и, уверовав, получили блаженство (вечное). А так как не всем дано знать писания, не всем дан дар чтения книг, то святые отцы единогласно рассудили изобразить всё сие на иконах для быстрейшего воспоминания, как славные победоносные знамения. Ибо часто по нерадению нашему мы забываем о страдании Господнем; посмотрев же на изображение Христова распятия, мы тотчас воспоминаем Его спасительные страдания и, припав, покланяемся, не вещи, но Тому, Коего изображение мы видим перед собою; ибо мы покланяемся не тому материалу, из которого составлено Евангелие, но написанному в нем слову Божию; точно также мы покланяемся не тому материалу, из которого сделан крест, но изображаемому крестом Распятию Христову. Крест ничем не отличался бы от материала, из коего он составлен, если бы не изображал собою Распятия Христова. То же самое следует сказать и о иконе Пресвятой Богородицы, ибо та честь, которую мы воздаем Богоматери, восходит к Воплотившемуся от Нее. Точно также и мужественные подвиги святых угодников Божиих, изображаемые на иконах, возбуждают нас к мужеству, ревности и подражанию их добродетелям и к прославлению Богу и, как мы сказали, та честь, которую мы воздаем благохвальным подвижникам, изображенным на иконах, есть свидетельство нашего усердия пред общим всех нас Господом и, кроме того, та честь восходит к истинному первообразу.
То, что мы сказали, не записано в Священном Писании, как не записано там и о поклонении на восток, почитании креста и многом другом, тому подобном. В Истории же записано, как Авгарь, царь эдесский, послал живописца своего, бабы он написал образ Господа, но тот (живописец), не мог исполнить приказанное ему, по причине дивного света, исходившего от лица Христова. Тогда Сам Господь приложил полотенце к божественному и животворному лицу Своему и изобразил на полотенце Свое подобие, которое и послал к Авгарю, дабы исполнить его желание. А что святые Апостолы многое передали нам без писаний, об этом свидетельствует Апостол язычников святой Павел5, говоря так: "итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим" (2Фес.2:15). И в другом месте: "хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания" (1Кор.11:2).

1 Святой Иоанн Дамаскин – знаменитый богослов и песнописец, инок обители св. Саввы, ревнитель православия в борьбе с иконоборцами, живший в VIII веке. За свои высокохудожественные умилительные песнопения он получил наименование "златоструйный". – Память его празднуется св. Церковью 4 декабря.
2 Говоря о людях, порицающих христиан, святой Иоанн Дамаскин имеет в виду иконоборцев. Иконоборческая ересь появилась в VIII веке, следовательно святой Иоанн Дамаскин был ее современником. Иконоборцы неразумно смешивали иконопочитание с идолопоклонством. Святой Иоанн Дамаскин в настоящем слове о поклонении святым иконам обличает безбожное заблуждение иконоборцев. – Основателем иконоборческой ереси считается Константин, епископ наколийский (во Фригии – малоазийской области). Самыми рьяными поборниками иконоборчества были императоры Лев III Исаврянин (717-741 гг.) и Константин V Копроним (741-775 гг.) Эта ересь была осуждена на VII Вселенском соборе, происходившем в 787 г. в городе Никее.
3 Св. Василий Великий – знаменитейший отец Церкви IV в. – Память его празднуется св. Церковью 1 и 30 января.
4 Ной – сын Ламеха, последний патриарх до потопа. Жертва Богу принесена Ноем по выходе из ковчега (Быт.8:15-20) и была прообразом жертвы Христовой.
5 Память святого Павла празднуется 29 июня.

16 августа, все даты указаны по старому стилю
Перенесение из Эдессы в Константинополь нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа
Слово преподобного Иоанна Дамаскина о поклонении святым иконам
Память святого мученика Диомида
В этот же день память преподобного Херимона

« назад :: далее »

Другие Святые угодники:

Житие преподобного Маркиана. 10 января.
Перенесение мощей святого священномученика Игнатия Богоносца. 29 января.
Память святой мученицы Перпетуи и святых Сатира, Ревоката, Саторнила, Секунда и святой Филицитаты. 1 февраля.
Память преподобного Иакова Исповедника. 24 марта.
Страдание святого преподобномученика Вадима архимандрита. 9 апреля.
Страдание святого священномученика Артемона. 13 апреля.
Житие преподобного Зосимы, игумена Соловецкого. 17 апреля.
Память преподобного Дионисия, игумена Глушицкого. 1 июня.
Страдание святого мученика Конкордия. 4 июня.
Житие святого Кирилла, архиепископа Александрийского. 9 июня.
Перенесение нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, из Эдессы в Константинополь. 16 августа.
Память святых священномучеников Ипатия и Андрея. 21 сентября.
Житие преподобного Евфимия Нового. 15 октября.
Святого мученика Артемия. 20 октября.
Страдание святого мученика Викентия. 11 ноября.



... Добавить в "Закладки" ... Ctrl+D


Для пожертвований:

Да хранит Вас Господь!

Православные информеры для сайтов и блогов