Молитвы святых угодников

С Новым годом и Рождеством!

Страдание святого мученика Феодора.

В царствование императора Антонина1, когда Пергией памфилийской2 управлял военачальник Феодот, для военной службы были набираемы здесь красивые и крепкие телом юноши. Вместе с другими юношами хорошего рода взят был и воспоминаемый ныне прекраснейший видом блаженный Феодор, который и был приведен к военачальнику Феодоту. Военачальник положил на него, как и на остальных юношей, воинский знак. Но святой Феодор немедленно сбросил его с себя, сказав:
- Я знаменован от чрева матери моей моим Небесным Царем Господом Иисусом Христом и не желаю быть воином для другого царя
Тогда военачальник спросил святого:
- Какого царя воином ты состоишь?
- Я воин Того Царя, Который сотворил небо и землю!
Военачальник, догадавшись, что Феодор христианин, спросил его:
- Не принесешь ли ты жертв нашим богам?
- Я никогда не приносил и не принесу жертв нечистым бесам, - отвечал святой.
Тогда военачальник приказал жестоко бить его, после чего снова позвал его на допрос и спросил:
- Одумался ли ты теперь, будешь ли ты мне послушен и поклонишься ли богам
- Если бы ты, - отвечал святой, - познал Сотворившего тебя Бога, то и сам пожелал бы поклоняться Ему.
Военачальник приказал после сего разложить костер, принести огромную железную сковороду, растопить большое количество смолы, серы и воска, положить мученика нагим на сковороду и поливать его кипящею смолою. Когда всё это готовилось, Бог внезапно сотворил дивное чудо: послышался оглушительный шум и сделалось землетрясение на том самом месте, где был огонь и сковорода; затем земля на том месте расступилась и из земной расселины в изобилии истекла вода, которая и погасила огонь и сковороду. Святой же мученик остался совершенно невредимым и сказал военачальнику:
- Вот ты видишь, что это дело не мною совершено, но Христом, Богом моим, Которому я служу. Если же ты желаешь познать силу твоих богов, то приготовь другой костер, снова разожги сковороду и прикажи во имя твоих богов положить на ней одного из твоих солдат, тогда ты увидишь бессилие своих богов и познаешь все могущество моего Бог.
Услыхавши это, бывшие здесь воины, сказали правителю:
- Нет, господин, не делай этого с нами, но поступи так со служителями (жрецами) наших богов. Сковорода одинаково послушается жреца как и Феодора и не опалит того, как и первого.
Приказавши немедленно пригласить жреца, военачальник спросил его:
-Как твое имя?
- Диоскор, - отвечал жрец, - мое имя.
Затем военачальник спросил жреца:
- Какими волшебными травами намазываются христиане, когда отправляются безбоязненно на огонь и остаются не опаленными там, как например это было сегодня с Феодором.
- Христиане не волхвы, - отвечал на это Диоскор, - но Христово имя столь сильно, что где оно с верою призовется, там разрушаются всякие волшебные чары и трепещут бес.
- Неужели, - спросил военачальник, - Христос сильнее нашего Зевса?3
- Зевс и все остальные боги суть бесчувственные и глухие идолы, - отвечал Диоскор, - и я умоляю тебя не принуждать меня ложиться на сковороду, но если ты желаешь познать могущество Зевса, то лучше положи на огонь его самого.
- Да кто же может сие сделать, - продолжал военачальник, - кто осмелится класть на костер бога?
- Прикажи мне, - отвечал Диоскор, - и я это исполню. Если Зевс окажет мне сопротивление, тогда я поверю ему, что он бог и может освободить себя из огня.
- Ты действительно уже не жрец после того как произносишь такие речи относительно богов, - заметил военачальник.
- Я, - отвечал Диоскор, - пребывал подобно тебе в нечестивой вере жрецом, но ныне, видя блаженного Феодора непобедимым от возлагаемых тобою на него мучений, видя его не опаляемым огнем, я познал силу Христову и уразумел бессилие ложных богов, утвердился в Христовой вере и желаю ныне подражать Феодору.
- Если ты так говоришь, Диоскор, - сказал военачальник, - то взойди на сковороду, как Феодор.
Тогда Диоскор, припавши к мученику Христову, сказал ему:
- Раб Христа, Бога истинного, Феодор помолись о мне.
И святой помолился о Диоскоре. Когда же Диоскор был раздет и положен на раскаленной сковороде, он сильным голосом возопил:
- Благодарю Тебя, Господи Иисусе Христе, что Ты сопричисляешь меня к числу рабов Твоих. Итак приими же с миром мою душу.
При сих словах он испустил дух свой, в столь короткое время приняв венец мученический, подобно тому как разбойник на кресте получил рай.
После кончины блаженного Диоскора святой Феодор был заключен в темницу. Потом отсюда его снова вывели для другого мучения: ему связали ноги, и привязали к диким лошадям которые влачили мученика по городским улицам, причем их сильно разгоняли. Погоняемые кони в одном месте у городской стены упали и разбились, а мученик между тем был спасен невидимою силою Божиею и, будучи развязан, оставался цел и невредим к всеобщему удивлению. Двое из привязывавших святого к коням воинов, Сократ и Дионисий, при этом рассказали всем о своем следующем удивительном видении: в то время как кони были гонимы, они видели сошедшую с небес к мученику огненную колесницу, которая взяла его и поставила невредимым в месте судилища. Рассказывая всем об этом, воины взывали:
- Велик Бог христианский!
Услыхав эти слова, военачальник приказал заключить в темнице со святым Феодором и этих воинов и приготовлял для мучение их печь, раскаляя ее сильным огнем в течение трех дней. Затем он ввергнул в эту печь мученика и обоих уверовавших во Христа воинов - Сократа и Дионисия. И немедленно свыше ниспала некая божественная роса, которая оросила мучеников и охладила пламень. Святые пребывали посредине печи, как бы в каком прохладном месте и вели между собою беседу. При этом святой Феодор вспомнил о своей блаженной матери, плененной иноплеменниками за три года до этого и отведенной вместе с другими пленниками в Эфиопию4, и помолился о ней Богу, сказав:
- Господи Иисусе Христе, Боже, творящий чудеса! Покажи мне, какими Сам Ты знаешь путями, божественною силою Твоею, матерь мою, ибо я желаю ее видеть. Для Тебя же всё возможно. Покажи же мне ее, дабы и прочие познали величие Твое.
Когда святой молился такими словами, пламень понемногу угасал и к тому же, по молитвам мученика, нисшел дождь и совершенно охладил раскаленную печь, святые же стали готовиться в ней ко сну, ибо уже была ночь. Затем Ангел предстал во сне святому Феодору и сказал ему:
- Не скорби, Феодор, о твоей родительнице: ты увидишь ее. Пробудившись от сна, святой рассказал сновидение своим друзьям; и еще в то время, как он о том рассказывал, посредине печи выступила мать его по имени Филиппия и, увидавши своего любезного сына, обрадовалась, с любовью облобызала его и находившихся с ним воинов и сообщила, откуда и как она пришла сюда, ведомая невидимою рукою. В это время святой мученик Феодор, воздевши руки к небу, воздал подобающее благодарение Богу.
Утром военачальник, пробудившись от сна, сказал своим приближенным:
- Я думаю, что от Феодора и вверженных с ним в печь воинов не осталось ни одной кости.
В то время как он говорил это, один из сторожей, охранявших печь, пришел к военачальнику с известием, что мученики, брошенные в печь, живы и что еще с вечера погас весь огонь, потушенный пролившимся свыше дождем; затем сказал, что внезапно появившаяся из плена мать Феодора сидит в печи как в чертоге, беседуя о Боге христианском с сыном своим и с воинами. Услыхавши это, военачальник пришел в страх и ужас, сам подошел к печи и позвавши блаженную Филиппию, спросил ее:
- Ты ли мать Феодора?
- Да я, - отвечала она. Тогда военачальник сказал:
- Увещевай твоего сына, дабы он поклонился богам, чтобы он не погиб и не сделал тебя бездетной.
- Мой сын, - отвечала она, - как я получила о нем извещение от Господа моего раньше его зачатия, будет распят тобою и принесет Богу жертву хвалы.
- Так как ты сама назначила своему сыну крестную смерть,- сказал военачальник, - то пусть так и будет.
Потом военачальник приказал немедленно распять святого Феодора, а святой Филиппии отсечь мечем голову; двух же воинов, Сократа и Дионисия, усечь мечами.
Таким образом святые мученики получили свои венцы. Святой же Феодор в течение трех дней живым висел на кресте, а затем также отошел ко Господу5. Тогда некоторые из благочестивых, взявши телеса святых, обвили их дорогими полотнами и, помазав их ароматами, с честью положили их в особом приготовленном для сего месте, прославляя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, славимого во веки. Аминь.

1 Антонин Пий - был императором с 138 г. по 161 г.
2 Памфилия - узкая береговая страна на юге Малой Азии, ставшая в 78 г. до Р. Хр. римскою провинциею.
3 Зевс-главный бог древне-греческой религии, считавшийся властителем неба и земли.
4 Эфиопия или Нубия - область в Африке, лежавшая к югу от Египта.
5 Кончина святых мучеников последовала в полов. II в.

21 апреля, все даты указаны по старому стилю
Страдания святого священномученика Иануария
Страдание святого мученика Феодора
Память святых мучеников Исакия, Аполлоса и Кодрата

В этот же день память святого отца нашего Максимиана, патриарха Константинопольского, управлявшего Церковью, в царствование Феодосия Младшего, два с половиною года и в мире преставившегося в 481 году, апреля 12.

« назад :: далее »

Другие Святые угодники:

Повесть о затворнике, которому Бог открыл об участи, принимающих милостыню. 7 марта.
Память святых мучеников Мануила и Феодосия. 27 марта.
Страдание святого мученика Феодора. 21 апреля.
Житие святого равноапостольного царя Константина и святой Елены. 21 мая.
Житие преподобного Иоанна Многострадального. 18 июля.
Память священномученика Ермолая. 26 июля.
Страдание святой преподобномученицы Параскевы. 26 июля.
Страдание святого мученика Каллиника. 29 июля.
Слово на Преображение Господне. 6 августа.
Страдание святого священномученика Емилиана и прочих с ним. 18 августа.
Память преподобного Дорофея пустынника. 16 сентября.
Страдание святых мучеников Маркиана и Мартирия. 25 октября.
Память святого мученика Епимаха. 31 октября.
Память святого мученика Илиодора. 19 ноября.
Память преподобного Софрония, архиепископа Кипрского. 9 декабря.



... Добавить в "Закладки" ... Ctrl+D


Для пожертвований:

Пожертвование.

Да хранит Вас Господь!

Православные информеры для сайтов и блогов




Все Святые угодники ...